В Магнитогорской картинной галерее состоялось необычное "Путешествие этноса по планете Земля". Авторы и устроители этого праздника - актеры и сотрудники драмтеатра имени Пушкина. Для них это второе крупное мероприятие после "Карнавала". Воплотить задуманное помогли народные коллективы города.
По словам художника Александра Яковлева, цель праздника - сформировать у юного поколения понимание того, что все народы, живущие на планете, едины, несмотря на различие культур, вероисповедания и традиций.
"Путешествие этноса по планете Земля" - костюмированная игра, рассчитанная на детей от 6 до 13 лет. Хотя, по признанию организаторов, возрастные ограничения не принципиальны. Интересно было всем - и малышам, и взрослым. Праздник прошел в форме игры, интрига которой - в поиске некоего недостающего элемента. Вместе с аниматорами ребята совершили своеобразное путешествие по планете, "заглянув" в Африку, Австралию, Америку, Азию и Европу. На каждом этапе их встречали аборигены, которые рассказывали об особенностях своей нации, культуры, быта. А пока ребята знакомились со своими соседями по планете Земля, взрослым тоже было чем заняться. В кинозале показывали фильмы, среди которых и знаменитая документальная лента Леонида Парфенова "Хребет России". На импровизированной сцене звучала этническая поэзия, выступила цирковая группа. В качестве приятного бонуса можно было посетить действующие выставки картинной галереи.
Активное участие в путешествии приняли творческие коллективы города и учебные заведения. Так, в одном из залов развернулась настоящая гончарная мастерская Владимира Переверзина. Посуда, украшения и поделки из керамики живописно расположились на скатерти. Владимир Переверзин руководит мастерской в Доме дружбы народов, где учит детей работе с глиной. На глазах посетителей за несколько минут комок глины в руках мастера превратился в кувшин.
- Технология изготовления посуды за пять тысяч лет не изменилась, разве что к гончарному кругу приделали электрический двигатель, - рассказывает Владимир Викторович. - Воссоздаем старинные сосуды, стараемся придерживаться традиций. Материал используем местный, из Башкирии и пригорода Магнитогорска. Перед работой глиняное тесто нужно хорошо подготовить, промять, чтобы убрать воздух. Далее ставим комок в центр гончарного круга и постепенно вытягиваем руками. Готовое изделие за две недели подсохнет, после этого его можно отправлять в печь. Она нагревается до 950 градусов Цельсия и так же постепенно остывает. Резкие перепады температуры недопустимы, иначе керамика расколется.
По словам мастера, с глиной нужно иметь контакт не только физический. Когда плохое настроение, за работу лучше не браться. К глине нужно подходить с душой.
Рядом развернулась выставка лаборатории археологических и этнографических исследований исторического факультета. Экспонаты привезены студентами из экспедиций, и некоторым из них больше сотни лет. Хотя по внешнему виду и не скажешь, ну разве что из моды давно вышли. Например, льняная самотканая чувашская рубаха 1880 года. Рядом - оригинальная украинская рубаха конца XIX века, украшенная орнаментом. Кстати, вышивка и орнамент в стародавние времена служили своеобразной визитной карточкой, и по одежде можно было определить место жительства человека.
- Территория Урала, как и России в целом, многонациональна, - рассказывает кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры "Истории Древнего мира и средних веков" Владислав Медведев. - В Челябинской области живут русские, украинцы, белорусы, башкиры, татары, чуваши, казахи, мордва, марийцы, удмурты. Наиболее многочисленный этнос - русские, затем - татары, башкиры и казахи.
Стенд, посвященный истории и культуре казачества, сделал музей МаГУ. Здесь выставлены студенческие работы и подлинные экспонаты, привезенные из Абзелиловского района. Юные участники праздника увидели старинные семейные фотографии, полотенца, конскую упряжь, костюмы и кухонную утварь.
Не обошлось и без Востока с его невероятными запахами и экзотическими красотами. Дарья Смирнова представила на празднике искусство росписи хной. Оно называется менди, или - механди. Эта древняя традиция, насчитывающая примерно пять тысяч лет, ныне очень популярна. В Индии, например, роспись хной часто используют в религиозных и ритуальных церемониях. Мастер наносит на тело рисунки и узоры, которые держатся несколько дней. Каждый орнамент имеет свое сакральное значение.
Праздник состоялся благодаря поддержке Магнитогорского металлургического комбината. Побывать на мероприятии могли все желающие.