МАССА ТРАНСПОРТА напротив Дворца творчества детей и молодежи давала понять, что сегодня здесь большой праздник.
Точнее – гала-концерт конкурса дошкольного творчества «Звездочки Магнитки». Но только в зале и на сцене царят порядок и сдержанность: свежеиспеченных артистов выпускают по сценарию, жюри внимательно следит за выступлениями малышей, едва сдерживая то радость, то досаду: «Как же хорошо спела девочка в розовом первый куплет, а на втором то ли устала, то ли разволновалась – сфальшивила…» В танцевальном зале дворца, который служит для победителей конкурса одной большой раздевалкой, наоборот, шум и гам. Тут – разглядывание чужого реквизита, кривляние в ярких костюмах перед зеркалом и сверстниками, знакомства, подарки и сладкие «перекусы».
– У вас булавки не найдется? – обращается ко мне встревоженная женщина.
Но та, для которой требуется булавка, нисколько не расстроена. Она вертит по сторонам хорошенькой головкой, которую уже успели «подпортить» сценическим макияжем, без смущения задирает юбочку, поправляет трусики и отвечает тумаком расхулиганившемуся соседу.
– Только не берите меня крупным планом, лучше – ребятишек, – просит телевизионщиков начальник организации дошкольного воспитания управления образования Наталья Дорогина. – О детях могу говорить долго…
– Первоначально в конкурсе участвовало 69 детских садов, более шестисот дошколят, а в финал вышли около трехсот ребят из 38 ДОУ. Номинаций много, большая часть из них – традиционные, ведь конкурс проводится двенадцатый год подряд. Кроме песенного, графического творчества, хореографии и театрализованного представления, на этот раз мы выделили умение музицировать и декламировать – все-таки 2007 объявлен годом чтения. Цель конкурса – не только выявление одаренных детей, а максимальное удовлетворение интересов ребенка: захочет он петь, танцевать, играть на инструментах – на помощь придут педагоги дошкольного и дополнительного образования.
Посмотришь на костюмы детей – подумаешь, что одолжили у профессиональных коллективов. В действительности – все сшиты родителями и педагогами. Казаки и казачки, уральские красавицы в изумрудных платьях с кокошниками на голове, матросики и морячки, пионеры, разноцветные человечки…
– Большое спасибо папам, мамам и воспитателям за огоньки в детских глазах, – заявляет руководитель ансамбля народной песни «Зоренька» Надежда Соломичева. – Я 32 года проработала в садике и знаю, какой ценой это дается. Только по велению сердца и зову души, благодаря воспитательскому энтузиазму разгораются такие звездочки. Посмотрите на девчушек в зеленых юбочках и пилотках – чем не женский батальон из фильма «А зори здесь тихие»?
Подхожу к зеленым пилоткам из детского сада № 17. Восемь Катюш выстроились в очередь к руководителю – подкрасить губы.
– Волнуетесь?
– Очень.
– О чем ваш танец?
– О Катюше…Про любовь.
Правда, танцевали девчата под «Катюшу» в новой обработке, в исполнении Орбакайте. Впрочем, современные аранжировки знакомых тем и мелодий сделали детские номера более яркими и запоминающимися. Например, испанский танец прекрасных Кармен, разгоряченных быков и смелого тореадора из сада № 29 не на шутку разогрел зрителя.
По-взрослому подошли к ролям Беляночки и Пушистика воспитанники детского дома № 1 Аня Козлова и Ваня Юдин, исполнив отрывок из музыкальной сказки. Едва их любовный заячий диалог («Ромашка, дай ответ, любит или нет» – «Вы, как морковка, хороши…») сменился небольшой паузой – зал взорвался аплодисментами, и только спустя минуту ребятам дали завершить сценку. Однако: после выступления вместе с мохнатыми костюмами зверушек исчезли и нежность влюбленной Беляночки, и благородство Пушистика:
– Ты че взял мои конфеты? – обиделась на бывшего рыцаря Аня.
Заворожил зрителей потрясающими костюмами пастухов и пастушек, юмором, задорностью, легкостью народного творчества детский сад № 6. Грубые льняные сарафаны и косоворотки с желтыми лентами, мягкие лапоточки на ногах, войлочные пастушьи шапки на головах, а еще – трещотки, дудочки, рожки, погремки, свистульки и бубны в руках… Чем не языческая Русь, по волшебству сошедшая с картинки? Инструменты выпиливали, выжигали-мастерили задолго до конкурса – в детском саду несколько лет работает кружок «Березки», где ребята постоянно отмечают народные праздники, знакомятся с играми и культурой предков. На костюмы ушел месяц, но побегать музыкальному руководителю Любови Суховой пришлось не меньше. Выкройки нашла в журнале, в магазине подобрала грубую ткань, на что в детском саду ей сказали: «Такую дерюжку – на костюмы?» Обрезки мебельной ткани пошли на лапти и шапки. После того, как все раскроила, родители взялись за шитье.
– Каждая мелочь в этом деле значима не только для меня, но и для детей, – говорит Любовь Сухова. – Пока сама не проникнешься интересом к народному творчеству, не пропустишь его через себя – детям этой любви не привьешь.
– Шестой детский сад – эталон, – безоговорочно решило жюри. – Дети получают наслаждение от выступления, они живут музыкой, под которую танцуют, и песнями, которые поют.
С остальными участниками гала-концерта жюри было нелегко, судите по репликам:
– Трудно выделить лучших. Я почти всем ставила «пятерки» то с двумя, то с тремя плюсами. Если есть деньги на подарки, предлагаю наградить всех.
– Тогда все сейчас отправимся искать спонсоров…
– Заметили – костюмы в этом году совершеннее и зрелищней? Надо будет их выделять в отдельной номинации.
– И так радостно, что не было попсы…
– Тогда как вам подергивания бедрами под «Катюшу» и Газманова?
– Извините, под Газманова грех не дернуть!
– Морячки были очень эмоциональны, а вообще, погоня руководителей за техническими сложностями подавляет эмоциональность детей: вместо улыбок и игры со зрителем у ребенка сосредоточение и усердие на лице – как бы не забыть, куда шагнуть и повернуться. В дошкольном возрасте самое сложное – ощущение пространства, и, чтобы ребенок творчески раскрылся, важно не перегружать номера, – признало жюри. Кто-то добавил:
– Досадно одно – мальчиков стало еще меньше.
– Затмеваем мы мужчин…
Так и не решившись присудить призовые места лучшим звездочкам Магнитки, судейская команда отметила «в пении» – детские сады № 134, 162, 95, в «хореографии» – № 6, 136, 137, 30, 127, 139, 97, в «музицировании» –
№ 108, 39, 104, в «музыкальной игре, драматизации» – № 113, 156, 31 и детский дом № 1.