Объединение защиты прав потребителей появилось в нашем городе 25 лет назад. Инициатором его создания и первым руководителем был нынешний председатель МГСД Александр Морозов.
Не хотим перемен…
В честь знаменательного события в ЦПИ "Библиотека Крашенинникова" состоялась встреча со школьниками и студентами. Вспоминали былое, рассказывали о нарушениях и победах.
- Считаю, что учить правовой грамотности нужно с юного возраста, - пояснил председатель объединения защиты прав потребителей Владимир Зяблицев, который тоже принял активное участие в создании организации. - Тогда будет встречаться не так много случаев обмана. И поток жалоб уменьшится. Пока, к сожалению, ситуация другая. За последние пять лет пострадавших потребителей, которые обращаются к нам и в Роспотребнадзор, стало больше раза в три.
Владимир Иванович отметил, что есть повод поговорить не только о юбилее. Ведь 15 марта отмечается ещё и Всемирный день защиты прав потребителей. Он появился гораздо раньше, чем соответствующие организации в нашей стране. Так что пришлось перенимать опыт заграничных коллег. Специалисты изучали публикации в официальных газетах страны, исследовали судебную практику и на основе этого вполне успешно помогали землякам. С появлением Интернета стало, конечно, проще. А организация стала городской. Кстати, как открылась в администрации Ленинского района, так и работает там до сих пор. Даёт бесплатные юридические консультации, проводит семинары, встречи, практикумы, готовит документы для судов.
Первый в истории закон о защите прав потребителей появился в 1992 году. Специалисты говорят, что закон - хороший. Он почти без изменений просуществовал до нынешнего времени. Владимир Зяблицев говорит, что было несколько идей, как его изменить и дополнить, но сейчас главная задача - остаться на тех позициях, которые уже завоёваны. Слишком много послаблений появилось для производителей и тех, кто оказывает различные услуги. А права надзирающих и контролирующих органов урезаются.
Эрудиция и доброе сердце
- Все мы потребители, - отметил председатель городского Собрания депутатов Александр Морозов. - Дети и взрослые, пенсионеры и работающие, металлурги и школьники. Человек рождается и сразу становится потребителем. И нарушения, к сожалению, всегда были и будут - вне зависимости от власти, законов и времени.
Александр Олегович рассказал, как всё начиналось и о первых случаях, которыми занималась организация. Удалось защитить клиентов авиакомпании, рейс которых задержали. Разбирались с некачественным оборудованием для отопления в посёлках. Были жалобы на услуги стоматологов. Оказалось, например, что у одной женщины при лечении оставили в зубе кусочек бура. Было и много других поводов для оформления претензий и судебных исков.
- Гражданин вступает в конфликт с организацией, у которой своя юридическая служба, много других рычагов давления, - пояснил спикер МГСД. - В одиночку бороться тяжело. И поэтому организации, которые защищают потребителей, очень востребованы. Причём в них работают необычные сотрудники - юридически подкованные, эрудированные, знающие нюансы медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальной сферы и многих других. Вдобавок помимо знаний эти люди должны иметь доброе сердце и много терпения.
Читайте!
Главный специалист-эксперт регионального Роспотребнадзора Ольга Ковалевская отметила, что большинство граждан страны начинают изучать законодательство только после того, как пострадали.
- Человек увидел, что банк предлагает кредит под небольшой процент, всё быстро подписал, деньги получил, а потом вдруг понимает, что его обманули и платить придётся процентов пятьдесят, - пояснила Ольга Михайловна. - Он не учёл сумму страховки и не прочитал все пункты договора. Такие ситуации очень распространены. Хочется, конечно, порекомендовать: не подписывайте ничего сразу. Возьмите договор домой, изучите. Обратитесь за консультацией в Роспотребнадзор или в объединение защиты прав потребителей. К нам, кстати, нередко приходят за советом горожане, планирующие купить туристические путёвки. Интересуются и нюансами авиаперевозок. А потом уже спокойно покупают то, что им нужно, отдыхают.
Школьников заинтересовали советы, как избежать обмана при онлайн-покупках, хотя в этом вопросе они оказались весьма сведущими. Коды и пароли банковской карточки никому ни при каких условиях не передают - в отличие от многих взрослых, которых обманывают, предлагая призы, подарки и выигрышные суммы.
Одних волновали слишком навязчивые услуги интернет-провайдеров. Другие сомневались в правомочности взимания оплаты за проверку газового оборудования без договора. Прозвучал и вопрос о молодёжной организации объединения защиты прав потребителей. Оказалось, она есть. Занимается хорошими и полезными делами. Например, проверила правила перевозки детей в маршрутных такси. Хоть это и общественный транспорт, но не все требования там соблюдаются. Кстати, вступить в молодёжную организацию объединения может любой желающий.
В заключение специалисты отметили, что День защиты прав потребителей - это не праздник, а, скорее, напоминание и, возможно, призыв: "Потребители всех стран, объединяйтесь!" Вместе проще защищать свои права.