Последние годы жилищно-коммунальное хозяйство страны усиленно переводили на коммерческие рельсы. Поскольку это была масштабная федеральная инициатива, то и в регионах, и в муниципалитетах процессу обеспечили "зеленый коридор".
Магнитогорск не стал исключением - администрация города на всех этапах реформы всецело поддерживала преобразования. Однако когда трансформация коммунального комплекса практически завершилась, и государство на очередном этапе реформы потребовало от новых жилищников раскрыть карты - они не проявили заинтересованности и оперативности.
Постановление об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, вступило в силу 9 октября прошлого года. Одновременно начался обратный отсчет для коммунальных служб Магнитогорска, которым надлежало за два месяца полностью избавиться от информационных пробелов. Если вкратце, то управляющие компании должны были показать всю бухгалтерию, предоставить сведения о работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества домов, о тарифах на коммунальные услуги. И это далеко не все из того, что прописано в постановлении правительства
№ 731. Там же оговорены способы раскрытия информации. Жилищникам надлежало до 9 декабря разместить данные в сети "Интернет" (либо на собственном сайте, либо на специальной вкладке сайта администрации города), опубликовать документацию в газете "Магнитогорский рабочий" и вывесить аналогичную информацию на стендах в офисе управляющей организации. Причем в постановлении нет указания на альтернативу и право выбора лишь одного из перечисленных каналов распространения информации. Однако мудрые коммунальщики пытаются трактовать закон по-своему и "выворачивают" ситуацию в удобное им русло. Якобы достаточно разместить данные либо на сайте, либо на стенде, либо в печатных СМИ…
Кроме того частники, в приватных разговорах обсуждая решение правительства, утверждают: если надо - то всю информацию предоставим. Только, по их мнению, самим гражданам эти данные ни к чему, все равно они не разберутся в таком количестве цифр и наименований. Приходилось слышать: "Зачем пенсионерке бабе Глаше бухгалтерская отчетность и бухгалтерский баланс?" Возникает вопрос: как с таким подходом воспитать нормального, эффективного собственника? В конце концов, экономисты, бухгалтеры и юристы живут в каждом многоквартирном доме, и они-то смогут сложить компетентную оценку деятельности родной УК, а после поделятся своими выводами со всеми на общем собрании. А там и до выбора новой управляющей компании недалеко. Может, в этом главная причина, по которой жилищники не спешат "выйти из сумрака"?
Как бы то ни было, факт остается фактом: 9 декабря даже близко постановление правительства в городе исполнено не было. Видимо, жилищный блок был увлечен другими вопросами. К примеру, повышением стоимости тарифов на коммуналку. Но эта тема была закрыта в том же декабре, и казалось, что если не к новому году, то после январских каникул управляющие компании включат свет в темных подвалах своей финансово-хозяйственной деятельности.
Однако и после новогодних каникул этого не произошло. А между тем - наши с вами права были нарушены еще в конце прошлого года. Наиболее активная часть горожан с таким положением дел мириться не пожелала и обратилась в общество защиты прав потребителей. Далее была инициирована проверка соблюдения правительственного постановления, завершающаяся в эти дни. Но даже ее предварительные итоги - не в пользу частников.
Параллельно мы провели свое расследование, результаты которого тоже не обнадежили и подтвердили печальное правило: там, где дело касается исключительно интересов населения, управляющие компании не проявляют рвения к законопослушанию. Городские власти в лице руководителей жилищно-коммунального блока, может, и готовы, как подобает в таких случаях, включить административные рычаги, да полномочиями прокурорскими не обладают. Порекомендовать - да, "по шапке надавать" - а по какому такому праву? Заподозрят еще чего в очередном "кошмарении" предпринимательства.
Теперь по порядку о том, что не так. Возьмем положение постановления в части необходимости размещения информации в официальных печатных СМИ, в которых публикуют акты органов местного самоуправления. В нашем городе эта функция возложена на "Магнитогорский рабочий". Его редактор Олег Панков подтвердил: никто из жилищников Магнитки по состоянию на понедельник 31 января данные о деятельности в сфере управления многоквартирными домами на публикацию не предоставлял. Уже одного этого достаточно, чтобы оценить исполнение федеральной инициативы в масштабах нашего города.
Далее - Интернет. Тоже обязательная для всех игроков рынка жилищно-коммунальных услуг информационная площадка, на которой должны были появиться данные. Есть, правда, послабление для тех территорий, где отсутствует доступ к Глобальной сети, но к числу таких Магнитогорск отнести никак нельзя уже лет десять. Тем не менее, и здесь далеко не все жилищники проявили расторопность. А те, что выложили информацию в открытом доступе, не спешат ее осовременить - данные в основном за позапрошлый год. Ладно, если речь о бухгалтерии - там необходимо время, чтобы подбить основные параметры. При этом, справедливости ради, всегда можно выкладывать поквартальные отчеты. Но никто не мешает обновить информацию о тех же тарифах. В квитанции на оплату эти изменения внесли очень даже своевременно.
А вообще-то удивляют взаимоотношения управляющих компаний с Интернетом. Мне лично в Сети удалось обнаружить лишь сайты ЖРЭУ-1, ЖРЭУ-4, ЖРЭУ-5. Остальные игроки коммунального рынка либо еще своими страницами не обзавелись, либо очень хорошо их маскируют от взора общественности. К примеру, в третьем ЖРЭУ секретарь сообщила, мол, "сайт у нас есть, но его адреса я не знаю".
Крайне мало информации об управляющих компаниях содержится и на портале администрации города. По логике именно здесь было бы проще всего объединить всех жилищников, задать единую форму представления информации и выложить данные о каждой управляющей компании. Благо постановлению такой подход не противоречит. Точно так же, как не противоречит ему, а напротив, является одним из требований - необходимость размещения информации на стендах, расположенных непосредственно в офисах управляющих компаний. С этим у наших частных коммунальщиков то же все не слава богу. Хотя есть приятные исключения.
Даже беглый взгляд на ситуацию с исполнением постановления свидетельствует, что жилищники воспринимают его по большей части лишь как обузу. Впрочем, другой реакции на нормативный акт, возлагающий дополнительные обязанности, сложно было ожидать. Неправильно будет сказать и о том, что частники умышленно саботируют постановление "федералов". Некоторые руководители действительно уверены в том, что информацию следует раскрывать по любому удобному им принципу, а не обязательно посредством всех источников.
Но, как известно, незнание закона, как и его неверное толкование, - не избавляет от ответственности. И в данном случае, пожалуй, не так страшны правовые санкции, как перспектива потерять доверие жильцов упорным нежеланием публиковать всю изнанку деятельности. Если в магазине вам кажется, что вас обвешивают, а контрольные весы вечно на ревизии, то вы, устав искать правду, просто больше не придете в этот магазин - найдете другой. Точно так же и здесь. Механизм смены управляющей компании на самом деле не столь сложен и хлопотен, каким его пытаются представить коммунальные деятели. А свято место на рынке коммунальных услуг долго пустовать уж точно не будет.