Эта история начиналась как анекдот. Весной, когда альтернативная коммунальная служба только начинала обслуживать дом по проспекту К. Маркса, 183, плутания слесаря в кромешной тьме вспоминали со смехом. Отправился работник в затопленный подвал и пропал: батарейка села, и фонарик погас. Течь тогда все-таки устранили, и подвал наконец-то стал сухим. Воодушевленные коммунальщики строили грандиозные планы: поменять ржавые трубы на пластиковые, установить счетчики, отремонтировать подъезд, посадить там вахтера… А дальше – кампания план покажет.
Чтоб было где развернуться, дом себе альтернативщики подобрали запущенный – с почти 100-процентным износом сетей. Без антикризисного управления тут никак – промедление смерти подобно. Но председатель жилищного кондоминимума «Иванович» Валентина Кузьмина с 1 июня в одностороннем порядке расторгла договор.
– Мы только собрались обустраивать в доме помещение, – говорит директор альтернативной коммунальной службы Сергей Суворов, – но через два дня на дверях висел другой замок. Странно, ведь ключ от входной двери председатель нам сама отдала.
Уж сколько приходилось слышать историй о жизни всевозможных ЖК, ЖСК и ТСЖ, а не покидает чувство, что сценарист у них один. Взять хотя бы такой сюжетный ход – выборы председателя. Когда жители 183-го дома заявили, что руководство кондоминиума не выбирали, это в который раз не удивило. Коллективный склероз у нескольких десятков человек невозможен. Остается другое предположение: власть сама собой перешла в руки председателю, а большинство жителей поставили перед фактом. Если предшественник не упирается, занять начальственное кресло нетрудно. Это за штурвалом самолета не может сидеть кто попало, а чтобы стать «жилищным» начальником, специальное образование не требуется. Если мало владений, со временем их увеличат: создавать гигантские объединения собственников жилья в городе наловчились: новоселов любого построенного дома всем скопом к какому-нибудь ТСЖ да пристегнут. И не важно, как там хозяйствует председатель, хорош он или нет. Под началом Валентины Кузьминой оказалось даже два объединения: кроме жилищного кондоминимума, еще и товарищество собственников жилья.
Есть у власти «жилищного» босса начало, нет у нее конца. В иных странах, если постараться, даже президента можно вынудить уйти в отставку и бежать за рубеж. Кресло председателя жилищного кондоминиума попрочнее президентского. У жителей дома № 183 по проспекту К. Маркса на Валентину Кузьмину давно большой зуб. На последнем общедомовом собрании все претензии обобщили в письме, разосланном по разным инстанциям, в том числе в правоохранительные органы. Все напасти, которые только могли свалиться, в послании перечислены: перебои с водой и отоплением, трещины в стенах, запущенность электрооборудования, частые поломки пассажирского лифта и пропажа грузового, грязь в подъезде, ставшем пристанищем для бродяг и наркоманов. Не лучше и внешний вид двора. Прилегающая к дому ярмарка стала расти в размерах: там закипела работа, и теперь, выходя из подъезда, враз оказываешься на стройплощадке и автостоянке.
Много раз проводили собрания жители дома, заявляли о желании выйти из ЖК «Иванович», требовали от председателя отчитаться, предоставить бухгалтерскую и техническую документацию, но толку… На протесты Валентина Кузьмина не обращает внимания, а в последнее время не утруждает себя и общением с жильцами: приглашают на собрание – не является. Отсутствовала и на последнем, сославшись на болезнь. Отказ сотрудничать с альтернативной коммунальной службой объясняет тем, что это – «чеченская мафия». Чеченская не чеченская, а наша, доморощенная, в этом конфликте принимает самое деятельное участие: вызвали как-то «братки» на разговор директора АКС Сергея Суворова и обманом вывезли в поле за Зеленый Лог.
– Разговор был короткий, – вспоминает Сергей. – Размахивая перед носом саперной лопаткой, они дали понять, что я должен забыть про этот дом, иначе буду на дереве висеть. Расчет был явно на испуг. Вернулись в город, пересел я в свою машину, сижу и думаю: «Что делать дальше»? Решил: отступать нельзя. Если откажусь от дома, как это воспримут жители и администрация, которая в курсе наших планов? И как дальше работать в этой сфере? Взялся – надо довести дело до конца, уж слишком много потрачено времени, сил и нервов.
Изначально альтернативная коммунальная служба бралась за обслуживание трех домов. Ни в одном из них работ сейчас не ведет. Везде сложилась классическая революционная ситуация: верхи не могут, низы не хотят. И везде председатель является тем бревном, которое ни перешагнешь, ни объедешь. В двух других домах сражения пока прекратились. Главное поле битвы сейчас – на проспекте К. Маркса, 183. Вопрос стоит предельно просто – кто кого? Или собственники жилья добьются права самим выбирать будущее, или куркули, сидящие на денежных мешках, станут хозяйничать как им вздумается.
– Период всеобщего распада, если он начнется, – нормальный процесс, – считает Сергей Суворов. – В ТСЖ «Дом», где живу я сам, во многих домах тоже подумывают о том, как бы выйти из товарищества и покончить с затяжным конфликтом. Люди давно устали от беспорядка. А многие председатели любят не порядок, а слесаря дядю Васю. Он будет пить неделями, а когда отойдет, после очередного пинка под зад поставит еще один хомут на трубу. На этом самый простой и дешевый ремонт закончится…
На последнем собрании жители 183-го дома решили больше с председателем не цацкаться. Не отдаст документы по-хорошему – вызвать участкового и в его присутствии вскрыть двери резиденции. Пусть, мол, председатель ищет себе офис в других домах, которые согласны терпеть такого начальника. В этом многострадальном доме, откуда многие стремятся уехать, терпеть больше не могут.
Если до начала отопительного сезона не принять срочных мер, дом ожидает тяжелая зимовка.