Как указано на сайте Гринпис, нацеленность на "одноразовое" использование потребителем наблюдается в основном у производителей смартфонов. Современные гаджеты часто устроены так, что их практически невозможно открыть, чтобы заменить ту или иную часть. Поэтому ремонт может оказаться дороже, нежели приобретение нового мобильного устройства. Однако на свалку попадают и исправные смартфоны. Это связано с тем, что производители, особенно флагманских брендов, слишком часто выпускают новые модели даже одной линейки, чем намеренно ограничивают возможность для обновления операционной системы.
Гринпис собирает подписи за повсеместное внедрение в России системы по сортировке мусора для его вторичной переработки. Петицию должны подписать миллион человек. Пока что экологичную альтернативу свалкам и сжиганию отходов поддержали чуть больше 220 тысяч россиян.
В Челябинской области контейнеры для разных видов мусора планируют установить в каждом городе. Отвечать за сбор будут региональные операторы по обращению с твёрдыми бытовыми отходами, среди которых назначен только один - в магнитогорском кластере. Однако если контейнеры и заменят традиционные баки, скорее всего, они будут предназначены не для электронного мусора. И хотя заместитель регионального министра экологии Ирина Харина сообщала СМИ, что для опасных отходов тоже найдётся ёмкость, вряд ли даже небольшие гаджеты, отработавшие или просто надоевшие владельцам, найдут в них свой "предпоследний приют". Не говоря уже о габаритной технике - микроволновой печи или телевизоре.
Впрочем, магнитогорцы не спешат отказываться от электротоваров после первой поломки или поступления в продажу новых моделей. В городе самостоятельно сформировался "цикл по вторичному использованию техники" - ремонт, перепродажа, а то и просто дарение.
По словам владельца специализированного магазина "Квант-Компьютерс" Антона Ельяшевича, возникновению тенденции поспособствовало подорожание доллара. Раньше люди не сдавали технику в ремонт, потому что вполне могли позволить себе новую. Теперь же спрос на восстановление ноутбуков вырос. Однако техника старого поколения, как правило, не совместима с новинками, использовать её на запчасти нельзя. Исключение составляют лишь системные блоки стационарных компьютеров. Антон затруднился ответить, как поступают его клиенты с ноутбуками, которые не подлежат восстановлению.
Директор сервисной компании GSM Service Станислав Горшков не разделяет мнения Гринпис об "одноразовости" смартфонов и другой техники. Он говорит, что отремонтировать можно всё, и рядовой потребитель, по крайней мере в России, не станет выбрасывать смартфон, тем более за 50 тысяч рублей, если тот приказал долго жить. Работающие телефоны после выхода новых моделей тоже не отправляют на свалку, о чём свидетельствует разросшийся рынок вторичного использования. Откройте любую соответствующую газету или сайт, отмечает Станислав, и вы увидите, сколько там предложений.
В электронной карте "2ГИС" указаны 69 компаний, которые занимаются в Магнитогорске сервисным обслуживанием всевозможной техники. Индивидуальных ремонтников, не зарегистрированных как юридические лица и работающих по объявлениям, подсчитать, наверное, невозможно. Но совершенно точно, что подавляющее их большинство специализируется на восстановлении телевизоров и холодильников - со скидками пенсионерам. Другие дельцы вывозят по заявкам неисправную бытовую технику. Опрошенные "ММ" говорят, что на запчасти. А вот на запчасти для чего - умалчивают.
Когда у Ирины Скворешниковой сломался нетбук, она пошла в крупный сетевой магазин за новым, но уже ноутбуком. Вспоминает, что, посмотрев товар, чуть не упала. Ноутбуки, максимальная цена которых, учитывая не только их технические данные, но и внешний вид, не более 10 тысяч рублей, стоят минимум в три раза дороже. Выручила комиссионка - приобрела то, что хотела, за 17 тысяч. "Вторичность" ноутбука её не смутила - за аналогичный новый переносной компьютер пришлось бы отдать от 35 тысяч рублей в зависимости от наклейки фирменного логотипа. Правда, через пару недель вышел из строя жёсткий диск. Замена обошлась в пять тысяч рублей - и всё равно девушка убеждена, что разумно сэкономила. Техника в специализированном магазине тоже бракованная бывает, заявила Ирина, приходится бегать, бумаги заполнять на обмен, а её ноутбук уже полтора года работает, и претензий к нему нет.
Недавно у Ирины и её мужа Артёма почти одновременно сломались смартфоны - "полетели" батарея и сенсорный экран. Об их ремонте и не думали - супруги разделяют мнение Гринпис о жадности производителей. Купили новые, а старые и не пробовали продать - да кому они нужны? И не выбросили - так нельзя же выбрасывать! Причём, ломались мобильные устройства в семье не впервые, так что у них теперь девять гаджетов. Куда девать семь ненужных, не знают. Артём нашёл на сайте производителя перечень магазинов, которые по договорённости с компанией принимают смартфоны на утилизацию. Ближайшие оказались в Челябинске, но сотрудники торговых точек в разговоре по телефону информацию с сайта Артёму не подтвердили. В такой ситуации, если уж бороться за экологию, надо было связываться с российским представительством производителя. Артём не стал и не жалеет об этом, потому что уверен: пункты приёма должны быть в каждом городе, посёлке, деревне. И не коммерческие, а государственные. В общем, ждёт наступления "прекрасного далёка", а смартфоны в ящике не мешают.
Возможно, Артёму стоит посмотреть в специальных группах в социальных сетях. К примеру, в "ВКонтакте" есть сообщество "Барахолка" или "Покупка и продажа б/у техники в Магнитогорске". Предложения там смелые - продают товар в любом состоянии, а спрос неприхотливый - ищут пусть и за гроши, но технику откровенно сомнительного качества. Не помешает и подписать петицию Гринпис, а ещё жену заодно на это смотивировать. И надо бы уже начинать двигаться хоть в каком-то направлении, потому что, сто процентов, их новые современные смартфоны обязательно сломаются, возможно, не пройдёт и года. Ведь год - стандартный гарантийный срок работы мобильных устройств. А ящик-то в доме не резиновый.