В НАЧАЛЕ июня нынешнего года управление ЖКХ городской администрации предложило товариществам собственников жилья и жилищно-строительным кооперативам сделать заявку на участие в программе по софинансированию капитального ремонта жилых домов.
Председателей этих организаций «попросили» представить пакет документов согласно перечню, указанному в письме первого заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области В. Тупикина от 21 мая. Что и сделано было ими в указанный срок. Однако 4 сентября в управление ЖКХ пришло из областного центра за подписью того же В. Тупикина «Положение о проведении конкурсного отбора проектов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов», в соответствии с которым в программе по софинансированию капремонта могут участвовать только товарищества собственников жилья, которые были организованы после 1 июля 2007 года. То есть в течение последних двух месяцев. Но в Магнитогорске вообще нет таких ТСЖ..
Начальник УЖКХ Константин Щепеткин, ознакомив председателей ТСЖ и ЖСК с этим «Положением», сказал им: получается, дескать, что они не попадают в эту программу, но пусть продолжают собирать документы – может, что-нибудь получится. И еще заметил, что в принципе по федеральному закону о деятельности фонда содействия реформированию ЖКХ и вся Магнитка оказалась вне программы софинансирования, так как в коммунальной сфере города практически нет приватизированных предприятий.
«Министерство строительства Челябинской области попросту исключило Магнитку из списка потенциальных участников программы по софинансированию капитального ремонта жилого фонда, – заявили в сердитом коллективном письме на имя В. Тупикина председатели ЖСК и ТСЖ
В. Лебедева, Л. Бакун, Л. Арзамасцева и О. Можгина. – Мы понимаем, что областное руководство, выделяя средства на столь необходимый изношенному жилфонду капитальный ремонт, пытается таким образом стимулировать продвижение реформы ЖКХ в отношении организации новых товариществ собственников жилья. А как же быть тем ТСЖ, которые уже сегодня двигают реформу вперед, но имели неосторожность зарегистрироваться до рокового 1 июля? Так и жить с протекающими крышами, гнилыми трубами, постепенно скатываясь к статусу ветхого, а потом и аварийного жилья? Но ведь за всем этим стоят живые люди! Нищему пенсионеру, матери-одиночке, студенческой семье не объяснишь, что они волею областных чиновников выпали на обочину реформы. И им придется платить за все полновесной монетой поборов, называемых взносами, и заоблачных тарифов. Хотя собственники, объединившиеся в свое время в ТСЖ и ЖСК, платили и будут продолжать платить налоги в бюджеты всех уровней, и на их деньги другим счастливчикам отремонтируют дом. Потому-то, не видя положительных примеров в процессе реформирования ЖКХ, народ и не спешит проявлять инициативу по организации ТСЖ: «Под привычным крылышком местного ЖЭКа худо-бедно, а живем!»
Отнюдь не «ради спортивного интереса» попытались председатели ТСЖ и ЖСК «затесаться» в программу софинансирования капремонта жилья.
– Крыша у нас потекла в первый же год после заселения, – рассказывает председатель ТСЖ «Зеленый Лог, 54» Ольга Можгина. – А знаете, сколько стоит сейчас ремонт кровли на нашей пятиподъездной девятиэтажке? 585 тысяч. Это при том, что мы смету проработали, то есть вычеркнули все, что пытался накрутить подрядчик, осталось только самое необходимое. Раскидайте сумму на 172 квартиры – чуть не по три с половиной тысячи надо каждому сдать. Нет у нас таких денег. А еще плюс ремонт межпанельных швов. Строители заделали их по принципу тяп-ляп, так что в одной из квартир – на девятом этаже в пятом подъезде – на второй год существования нашего дома все углы оказались покрыты черным грибком. Пожаловались люди, а что толку – денег нет. Сами зашили все гипсокартоном, наклеили дорогие обои. Но вы бы видели, во что превратились уже эти обои. Я была там месяц назад. Все покрыто черной плесенью – все углы. А я как председатель ничего не могу сделать, денег постоянно не хватает, все моментально дорожает. Вот и ухватились мы за эту программу, как за соломинку. Нам сначала был предложен вариант, по которому 30 процентов стоимости ремонта вносят собственники квартир, остальное дотируют федеральный, областной и местный бюджеты. Потом я прочитала в «Российской газете» пояснение к федеральному закону, из которого следовало, что собственники должны платить не менее пяти процентов. А «не менее» – это сколько? Может быть и пять, и 45 процентов. Но по этому поводу – никакой ясности. Это зависит от «вкуса» субъекта Федерации. Чиновники Челябинской области не растерялись – поставили 30 процентов. Потом изменили условия, поставили все-таки минимум пять, а мы у них совсем «выпали».
Вообще-то, конечно, на то и конкурс: непременно должны быть «жертвы» отбора. Тем более, когда слишком много претендентов на ценный приз. В такой ситуации и за запрещенными приемами не «заржавеет». И можно было бы просто посочувствовать проигравшим. Но скверно другое…
«Дом без призора – яма», – гласит русская пословица. В яму, а точнее в «черную дыру» семейного бюджета россиян, превратился без внимания и заботы властей наш общий дом – жилищно-коммунальное хозяйство. Российские пионеры рыночных преобразований, завладев в свое время командными высотами во властных структурах, объявили реформу ЖКХ. Однако понадеявшись на «волшебную» силу новой идеологии, они не позаботились о создании необходимой материально-технической базы. И «дореформировались». Ныне, по прикидкам экспертов, до 80 процентов населения страны ютится в домах аварийных или нуждающихся в капитальном ремонте. Причем таковых становится все больше – темпы строительства нового жилья отстают от процесса дряхления домов.
Чтобы покончить с этими опасными тенденциями и решить наконец назревшие проблемы жизненно важной сферы, нужны огромные деньги. Аналитики называют разные, но одинаково пугающие суммы: от 4,5 до 12,5 триллиона рублей. По «подсказке» президента Владимира Путина в послании Федеральному собранию правительство раскошелилось на фонд содействия реформированию ЖКХ с начальным капиталом в 240 миллиардов рублей, предназначенным для капитального ремонта и переселения людей из ветхого и аварийного жилья.
Немало, конечно. Однако потребность измеряется, как видим, в гораздо более крупных суммах. Поэтому, видимо, доступ к фонду оказался перекрыт целым рядом серьезных ограничений. На финансовую подпитку из фонда могут надеяться, например, только те субъекты Федерации и муниципалитеты, где будет приватизировано до 80 процентов разного рода ЖЭКов, предприятий, поставляющих воду, тепло и прочее, а также произойдут серьезные сдвиги в создании ТСЖ. Региональные власти в свою очередь по собственному разумению вносят местный «колорит» в список обременений, усложняя задачу претендентов на кусочек финансового «пирога», потому что знают: всех желающих облагодетельствовать все равно не получится. А на практике все это выливается в лицемерие и обман людей, поверивших посулам чиновников. Как это и случилось с членами магнитогорских ЖСК и ТСЖ.