Когда около дома всё заставлено машинами, некоторые собственники или управляющие организации задумываются над установкой дорожных знаков во дворе. Это нужно для безопасности дорожного движения, проезда спецтранспорта – скорой помощи, пожарной техники, возможности подъехать грузовой машине, доставляющей габаритный товар из магазина или перевозящей горожан на новое место жительства.
Недавно Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления опубликовал свою позицию по установке дорожных знаков на придомовой территории. Если автомобильная дорога, то есть дворовой проезд, расположена в кадастровых границах земельного участка многоквартирного дома, то обязанность по установке дорожных знаков, ремонту дороги возложена на собственников дома.
Зачастую, если вопрос не регламентирован законодательно, приходится опираться на судебную практику. Так, истцу из Омска восемь раз было отказано в судах разной инстанции в демонтаже установленного во дворе знака «Остановка запрещена». Вроде логично: ни высадить пассажиров, ни выгрузить груз без нарушения правил было нельзя. Но суд выяснил: жильцы дома жаловались на организацию парковки под окнами, на то, что выхлопные газы мешают дышать, а это приводит к ухудшению здоровья. Управляющая организация получила от правоохранительных органов представление, требующее внести изменения в проект организации дорожного движения и увеличить разрыв от фасада дома до места стоянки машин. Компания заказала дорожные знаки и предусмотрела обустройство подземной парковки по требованиям с организацией въезда в жилую зону. УК согласовала установку знаков и изменения в проект организации дорожного движения с отделом надзора ГИБДД и городской администрацией. Суд подтвердил законность знаков, которые нужны для защиты собственников в части обеспечения безопасности дорожного движения и права на безопасную окружающую среду.
Свободные от машин пространства можно при необходимости и, что не менее важно – при возможности, организовать через общее собрание собственников, согласовав решение с инспекцией дорожного движения и местной администрацией, особенно если участок по каким-то причинам не относится к общедомовому имуществу.
Алгоритм действий таков: принять решение на общем собрании о запрете парковки внутри дворовой территории, разработать проект земельного участка и отправить его на согласование в комитет по земельному законодательству.
Ответ направить в ГИБДД. Процедуру согласований можно провести электронно, через ГИС ЖКХ и приёмную дорожной инспекции с приложением файлов электронной подписи.
Справедливости ради стоит отметить: прежде чем запускать подобную процедуру, нужно взвесить все «за» и «против», чтобы не нарушить права владельцев автотранспорта и не лишить их возможности оставлять машину во дворе. Впрочем, собрание дома без участия заинтересованных собственников авто не получит большинства при принятии решения. Но инициатива может мотивировать жильцов и управляющую компанию организовать, например, нормальную парковку, чтобы исключить случаи заезда машин на газоны и детские площадки.