ИМЕННО «ДЕСЯТКИ», а также одиннадцатые и двенадцатые модели тольяттинского производства продолжают интересовать жуликов больше.
Начальник уголовного розыска УВД Магнитогорска Андрей Ильин даже слегка удивился нашему вопросу об угонах: – Что тут может быть интересного? Ничего не меняется… Горожане по-прежнему легкомысленны: оставляют транспорт на неохраняемых территориях, а жулики пользуются.
И все-таки: почему именно машины «десятого» ВАЗовского семейства так привлекают? Во-первых, несмотря на спад интереса к отечественным автомобилям у магнитогорцев, именно «десятки» остаются самыми популярными на дорогах города. Их проще спрятать в большом потоке автотранспорта, преступнику легче остаться незамеченным. Во-вторых, благодаря популярности эти модели проще продать целиком или по запчастям. И главное: их очень просто угнать, если, конечно, хозяин не снабдил специальными механическими противоугонными средствами. И вот результат: в прошлом году в Магнитогорске похищена 221 автомашина, причем 130 – из «десятого» модельного ряда. Лишь 91 автомобиль – это представители волжского автозавода других моделей, «Волги», «дэу» разных комплектаций и иномарки. Доля последних совсем невелика. Машины ценой не менее двух миллионов рублей тоже крадут, но все-таки навороченные новые «лексусы», «мерседесы», «тойоты» и «форды» уходят от своих хозяев крайне редко. Украсть такую машину – высший пилотаж для организованной преступной группы. К тому же это очень дорогое удовольствие: оно требует не только ловкости рук, но и специального оборудования. Те же «чипованные» ключи зажигания, купить которые можно только нелегально на заводе-изготовителе, стоят недешево. В прошлом году лишь одна заезжая группа угонщиков из Санкт-Петербурга осмелилась на кражу таких дорогостоящих машин в Магнитогорске. Однако уже на второй машине местным милиционерам удалось вычислить и задержать участников этой преступной группы, как говорится, с поличным.
Привлечь преступника к уголовной ответственности за автокражу можно лишь в том случае, если он задержан с поличным. Только он покинул машину – предъявить что-либо жулику крайне сложно: все угонщики делают свое черное дело в перчатках и никаких следов в чужой машине стараются не оставлять.
Справедливости ради стоит отметить, что не все в борьбе с угонщиками так уж беспросветно. 35 процентов краж автотранспорта и почти 61 процент угонов, раскрытых в минувшем году, – достижение магнитогорских сыщиков. Порядка 43 процентов похищенного транспорта найдено и возвращено владельцам. О таких показателях нашим милиционерам еще несколько лет тому назад приходилось только мечтать.
В прошлом году обнаружено и обезврежено несколько групп, промышлявших кражами и угонами. Но самой серьезной удачей оперативники считают осуждение рецидивиста с очень красноречивой фамилией Решетников. За решетку Решетникова удалось отправить уже третий раз, причем для последнего операм пришлось трудиться семь лет, прежде чем рецидивист получил приговор.
– С 1999 года он регулярно занимался организацией краж автотранспорта, – рассказывают оперуполномоченные уголовного розыска. – Мы несколько раз задерживали его за кражи, но доказательств не хватало, чтобы суд принял обвинительное заключение. Решетников – опытный автовор, прекрасно знает законы и слабые места в уголовном законодательстве, на зоне обучен самым разным ухищрениям. Он никогда не садится за руль похищенного автомобиля. Самое большее – он следует в машине сопровождения. Привлекал к кражам других людей, обучал и подготавливал их к преступлению, а сам ловко уходил от уголовного преследования. Пришлось постараться, чтобы привлечь его к ответственности.
Федеральный суд Правобережного района приговорил Решетникова к семи годам заключения, хотя мог дать и максимальный срок – 10 лет. Несмотря на то что в послужном списке Решетникова десятки похищенных машин, это преступление не относится к разряду особо тяжких, а значит, не исключено, что лет через несколько рецидивист досрочно, по амнистии или за хорошее поведение, покинет колонию. И отгадайте с одного раза, чем займется по возвращении?.. Гуманности российских судебной и уголовно-исполнительной систем можно памятник ставить. Между тем в ряде стран СНГ кража транспорта карается по всей строгости и предусматривает для таких жуликов 15 и даже 20 лет лишения свободы.
Еще раньше выйдет на свободу «коллега» Решетникова по преступному промыслу – Жуков. Для него это первая судимость, так что у парня все еще «впереди». Но для новичка Жуков действовал вполне профессионально: сколотил преступную группу и похитил порядка двух десятков машин магнитогорцев и гостей нашего города. И все же – сколько веревочке ни виться, а Жуков отбывает наказание четыре года.
У оперуполномоченных никогда не бывает спокойной жизни. В прошлом году только отправили за решетку группы Решетникова и Жукова, как уже в этом встречают из мест заключения других автоворов.
– Скоро выйдут две этнические группировки, которые мы обезвредили несколько лет назад, – продолжают оперативники. – И снова надо быть начеку, потому что эти люди другим заниматься не умеют, а значит: пойдут воровать.
Что пожелать автовладельцам? Серьезней относиться к сохранности своего авто. Практика показывает, что и гаражные кооперативы не гарантируют безопасности: добрый десяток машин в прошлом году похитили прямо из гаражей. «Отличились» в этом отношении стоянки «Спутник-15», «Дружба», также Северные-2 и 3. Это насколько надо руководству кооператива крепко охранять доверенные им автомобили, что со стоянки «Северная-2» ушло пять автомашин!
Советы стары как мир: во-первых, укрепляйте машину не только электронной сигнализацией, но и механическими средствами защиты; во-вторых, не бросайте машину на неохраняемых и несанкционированных стоянках; и в-третьих – страхуйте машину, от греха подальше…