Магнитка всегда удивляла своей оригинальностью. Вот и нынче накануне областного фестиваля прессы преподнесла своеобразный «подарок» – не вышел субботний номер «Магнитогорского рабочего» – впервые за все время существования газеты. «Трения» между коллективом редакции и учредителями газеты достигли критической точки.
– Этот конфликт не красит власть как городскую, так и областную, представители которой входят в состав наблюдательного совета редакции «МР», – считает главный редактор «Магнитогорского металла» Станислав Рухмалев. – Ведь у совета не просто «наблюдательные» функции. Это руководящий орган газеты, определяющий ее политику: информационную, идеологическую и финансовую. Именно на совете можно было решить возникшие проблемы. Безусловно, учитывая при этом мнение редакционного коллектива. К сожалению, у нас получается как всегда... В ход пущен административный ресурс.
На городском газетном рынке сейчас, по сути, остались две «старые» газеты, на страницах которых за семь с лишним десятилетий отразилась вся история Магнитки. Это – «Магнитогорский рабочий» и «Магнитогорский металл». Не боясь громких слов, оба издания можно назвать частью городской культуры. Без любого из них она будет неполной – понимания именно этого хотелось бы пожелать представителям власти. Тем более что, как показывает опросы, местные газеты общественно-политического характера – лидеры рейтинга читаемых газет. Доля читателей этого вида прессы, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, осталась неизменной с 2002 года – 35 процентов. Зато за три года резко сократилась доля россиян (с 38 до 30 процентов), предпочитающих общероссийские общественно-политические еженедельники («Аргументы и факты», «Литературную газету», «Московские новости» и т. п.). Доля читателей ежедневных газет общественно-политической направленности, таких как «Известия», «Труд» и пр., составляет сегодня 18 процентов.
Однако и нашим коллегам из «Магнитогорского рабочего» есть о чем задуматься.
– Хотим мы этого или нет, но средства массовой информации живут сегодня в условиях рынка, – говорит обозреватель «ММ» Владислав Рыбаченко. – Другого не дано. Все разговоры о независимости изданий моментально прекращаются, как только требования начинает диктовать экономика. По большому счету, каждая газета, каждый телеканал, каждая радиостанция – все непременно зависимы. И не суть важно от кого – от олигарха или от учредителя, финансирующих СМИ, от главного редактора, определяющего его политику, или от читателя, полновесным рублем голосующего за то или иное издание. Независимости СМИ не было в советские времена, нет ее и сейчас. Но если в СССР это происходило из-за монополии КПСС на распространение информации, то сейчас – существуют сугубо экономические причины, главная из которых – отсутствие в стране достаточного количества небедных людей, готовых платить за качественную, непредвзятую и независимую информацию...
Вот только не стоит, даже в таких условиях, твердить о продажности журналистики: каждый журналист всегда может найти издание, которое отражает его точку зрения. Недаром в нашей среде популярны слова: честный журналист продается только один раз.
– «ММ» был и во многом остается корпоративной газетой, хотя по факту уже давно стал полноценным общегородским изданием. Да, мы стараемся критиковать и находить больные точки в Магнитке, хотя многие темы для нас закрыты и недоступны. Быть может, иногда не хватает объективности, остроты и последовательности. Но мы сильны уже тем, что признаем это, говорим о своей зависимости открыто, а не пыжимся натянуть маску «независимых». – говорит обозреватель Михаил Скуридин.
Любопытно, что «газетная» экономика частенько принимает весьма уродливые формы. Издание газет в современной России – вроде бы убыточное дело, но весьма популярное. Даже в маленьких городах сейчас идут активные торги за местные газеты, у которых, казалось бы, мизерные тиражи. Наводнили газетный рынок бесплатные СМИ, только посмотрев на первые страницы которых сразу понимаешь, кто за ними стоит.
– Свобода печати сегодня многими трактуется как свобода без ответственности, без самоограничений, и на практике некоторые журналисты пренебрегают истиной: наша свобода кончается там, где начинается свобода другого, – поднимает еще одну «больную» тему обозреватель газеты «ММ» Елена Московец. – Замечательный писатель, лауреат Нобелевской премии Габриэль Маркес, начинавший свой путь в качестве репортера, высказал интересное замечание о журналистском образовании: оно «должно основываться на трех основных принципах. Первый и главный: способности и талант – необходимое условие; второй: понимание, что «журналистское расследование» вовсе не особый жанр, любая журналистика – расследование по определению; и третий: этика – не просто второстепенное условие владения ремеслом, но его неотъемлемая часть, этика и ремесло – такие же неразделимые вещи, как жужжание и муха». Поэтому и свобода печати должна руководствоваться прежде всего журналистской этикой...
– Крепко въелось в сознание советское наследие: выступила газета, и партия прижала виновных к ногтю, – размышляет обозреватель Дмитрий Скляров. – Головы с плеч сейчас не летят, но это не значит, что нужно молчать. Кто, как не пресса, должна формировать общественное мнение? В России оно особой роли не играет, и это – наша общая беда. Большинство равнодушны к тому, что происходит вокруг. В европейских странах год назад после Беслана люди зажигали на окнах свечи, у нас – ходили на митинги по разнарядке. И как тут не отпустить шпильку в адрес читателей. Поднимешь какую-то острую проблему, которая каждого касается, и никаких откликов. Зато группа одних и тех же товарищей готова стереть оппонентов в порошок только потому, что те не так к социализму относятся. Как будто ничего важнее нет…
Еще одна серьезная проблема «газетной» действительности – официоз.
– Современную журналистику губит пиар, – убежден главный редактор «ММ» Станислав Рухмалев. – Последние 10 лет характерны созданием различных пресс-служб, которые выхолащивают, «просеивают», дозируют информацию. Не смей высовываться! – словно говорят они журналистам. Газеты порой на 80, а то и на 90 процентов состоят из этого самого «пиара»...
Но вот парадокс: характерная черта современных газет – уход от традиционной, в нашем понимании – советской, журналистики, с которой, собственно, официоз до сих пор и ассоциируется.
– Все больше становится людей, которые газеты начинают читать (или просматривать) не с последней страницы, а с первой, – считает Владислав Рыбаченко. – Пролистываемые прежде «передовицы» привлекают наибольшее внимание. Стиль, который не так давно сочли бы легкомысленным, а то и аморальным, выглядит особо привлекательным. Весомую лепту вносит Интернет. В наши дни журналист, не умеющий использовать «всемирную паутину» в своей работе, – такой же анахронизм, как домохозяйка, предпочитающая старую печку газовой плите.
В этих условиях старый журналистский багаж порой даже вредит. Далеко не все, даже самые опытные, «акулы пера» в состоянии уловить новые веяния, нередко искренне недоумевают, почему их знания, мастерство, многолетняя практика остаются невостребованными...
Столкнулась с этой проблемой и редакция «ММ». Несколько лет назад, когда наша газета окончательно трансформировалась из многотиражной в городскую, часть журналистского коллектива перемены восприняла чуть ли не в штыки. С кем-то в результате пришлось расстаться, кто-то до сих пор чувствует себя «не в своей тарелке»... Но «Металл» – выиграл! За последние пять лет он не просто сохранил, а упрочил собственные позиции на городском газетном рынке. А главное – «нащупал» ту невидимую связь с аудиторией, которая помогает выживать любому изданию.
Убийственная статистика: с 1998 по 2004 год в России было закрыто 98 процентов многотиражных газет. Выжили лишь самые стойкие – те, кто сумел выйти на новый качественный уровень и найти свою нишу на газетном рынке. К счастью для коллектива «ММ», на Магнитогорском металлургическом комбинате мысли о закрытии собственной газеты не возникало никогда, даже в самые трудные годы. Наоборот, перед редакцией ставились серьезные задачи, газете отводилась заметная роль. Журналисты ощущали доверие учредителя и благодаря его помощи сумели превратить «Металл» в самое популярное издание в Магнитке.
Посол Норвегии в Азербайджане Стейнар Гил назвал недавно журналистов борцами на передовом фронте истории. Опыт «ММ» доказывает, что слова эти применимы и для современной России. Как и в советское время, журналисты по-прежнему находятся в авангарде поступательного движения и развития. А значит...
Журналисты, вперед!