Мы видим мир цветным и объёмным – но попытаться постичь глубинные взаимосвязи форм и их сути, заново открыть для себя знакомые предметы и явления помогает искусство керамики. Оно уходит корнями в эпоху неолита, когда люди начали создавать не просто бытовую утварь, а творить. В религиозных культах разных народов боги создают первого человека из праха земного, как гончар из глины создаёт рукотворное чудо. Не потому ли так завораживает нас керамика?
Персональная выставка графики и керамики председателя Регионального отделения всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Василисы Портновой «Отдых в пути» (0+), действующая в Магнитогорской картинной галерее до 21 мая, – событие резонансное. Каждая скульптура и графическая работа заставляет остановиться возле неё надолго – этот яркий мир, где древние традиции народов Урала сплетаются с современностью, настаивает на полном погружении в него.
Несколько раз возвращаюсь к «Смотрящему на звёзды» – фигуре, замершей в созерцании. Обращённое к небу лицо отрешено от всего земного и суетного. Часто ли мы любуемся небесными светилами, скрытыми от нас фонарным светом большого города? Но не надо завидовать этому удивительно живому, словно излучающему тепло человеку: чтобы встать с ним рядом и испытать чувство благоговение перед красотой и величием мироздания, порой достаточно нескольких секунд разговора с вечным, отнятых у ненасытного сиюминутного. Переполнившись впечатлениями и эмоциями от созерцания шедевров Василисы Портновой, уже направляясь к выходу, я прощаюсь со Смотрящим на звёзды, который стольких людей вдохновит посмотреть вверх… И в этот момент осознаю: название выставки «Отдых в пути» абсолютно точно отражает её суть. Остановиться, осмыслить, прожить. Только тогда можно сказать, что путь пройден не зря.
Рядом с особо полюбившейся мне работой обнимает себя руками «Смотрящий в ночь». В их компании и фигуры «Размышления о пройденном пути», «Смотрящий вдаль», «Хранительница нежности», «Короткий сон перед короткой дорогой». Как и многие другие шедевры Василисы Портновой, они сделаны из шамота – огнеупорной глины, прекрасного материала для керамики – и покрыты глазурью.
Ещё одно создание, которое невозможно не запомнить, – ваза «Хранительница чужих секретов – сложившая руки на коленях двуликая фигура: одно лицо – рассказчик, второе – слушатель. Вообще вазы у Портновой просто невероятные! Четыре тянущиеся вверх стихии, а рядом – морские звёзды.
У графики тоже говорящие названия – притягивающие взгляд тёмно-красными в сочетании с сине-зелёными тонами и резкими линиями «Девушка на красном драконе», «Спящий ангел длинноногий», «Под песню красного кота», «Под взглядом красного минотавра», «Под крылом красной птицы» и другие сконцентрированные в одном изображении сюжеты выполнены в технике «оргалит, акрил».
В технике «бумага, пастель» выполнены серии «Наяды северных рек», «Как быть. Интонации». Гуашью на бумаге написан полиптих «Движение»… И когда отводишь взгляд от всего этого великолепия, чтобы немного выдохнуть, то останавливаешься погружённой в себя «Хранительницы печали» и затем – у очаровашки «Хранителя снов» (да, о них хочется писать как об одушевлённых созданиях), уютно свернувшегося калачиком, безмятежного, – кажется, он едва слышно посапывает во время сладкой дрёмы. Шамот, глазурь – одна из любимых техник Василисы Портновой.
Да, большая просьба к уважаемым зрителям: эти ребята не любят, когда их трогают руками незнакомцы, так что, как бы ни хотелось прикоснуться, сдержитесь. А вот прикасаться душой – можно и даже нужно, они только этого и ждут.
Эту выставку надо увидеть – и запомнить навсегда. И ждать, когда космически прекрасная, фантастическая Василиса Портнова снова привезёт в Магнитку свои чудесные работы, а это непременно случится – с нашим городом знаменитого керамиста связывают детство, юность, время творческого становления. Дочь педагогов-художников Виктора и Альбины Портновых, выпускница факультета декоративно-прикладного искусства Красноярского государственного художественного института, она продолжила педагогическую династию. С 1993 года преподавала в детской художественной школе, с 1994 – на художественно-графическом факультете Магнитогорского государственного педагогического института на кафедре рисунка. В 2005 году переехала в Ханты-Мансийск, где до 2014 года работала в институте дизайна и прикладных искусств, ныне она – преподаватель художественного отделения Центра искусств для одарённых детей Севера.
Рассказывая о разноплановой и в то же время цельной экспозиции «Отдых в пути» в Магнитогорской картинной галерее её куратор, научный сотрудник выставочно-просветительского отдела МКГ Ульяна Пустошинская обозначает особенности творческого почерка Василисы Портновой: «Мягкая глиняная масса, скрученная жгутом или скроенная, как лоскутное одеяло с оттиском текстильных фактур, роспись, ангоб, золотое свечение патины – всё это находит интересные решения в простых, упрощенных образах, понятных зрителям любого возраста. В графике художница предпочитает монументальность и целостность. Графические листы по сути – эскизы для круглой скульптуры, или рельефа. В работах художница воскрешает полузабытую, первобытную мифологию изобразительного искусства, переплетающуюся с восточным пониманием красоты мироздания через спокойное созерцание и восприятие мира».
В Магнитогорске Василису Портнову помнят, любят и встречают очень тепло. На открытии выставки её приветствовали директор МКГ Юлия Кривошапко, заместитель председателя местного отделения Союза художников России Ринат Шарафутдинов, главный художник Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина Алексей Вотяков, член Союза дизайнеров России и Союза художников России, заслуженный работник культуры РСФСР, профессор Борис Гагарин, председатель Челябинского регионального отделения Союза педагогов-художников, член совета регионального отделения Российского фонда культуры Владимир Белый – наставники, коллеги, единомышленники, друзья Василисы Портновой. Многие из них помнят её совсем крохой, что не мешает относиться к её творчеству по-взрослому – с неподдельным уважением.
Интересный факт: будучи подвижником искусства керамики, Василиса Викторовна во время визита в Магнитку не ограничилась работой над выставкой (к слову, разместить керамические и графические шедевры так, чтобы они не перекрикивали, а наоборот, подчёркивали друг друга, – особое искусство, которым владеют и сотрудники МКГ, и художник Портнова). Для неё была важна и встреча с педагогов общего и дополнительного образования в сфере изобразительного искусства и художественной культуры. Встреча включала круглый стол по теме «Возрастные особенности обучающихся и методики преподавания керамики в условиях современной системы художественного образования», авторскую экскурсию по выставке графики и керамики «Отдых в пути» и показательный мастер-класс по керамике с демонстрацией приемов лепки из пласта.
Ей есть что рассказать и показать коллегам. Василиса Портнова мыслит неординарно. Даже во время пандемии коронавируса, когда выставки в привычном формате стали невозможны, она придумала нетривиальное решение – фотографировала свои работы на фоне зелени, благо в Ханты-Мансийске лес бок о бок с городом, и выставляла их в соцсетях, чтобы делиться своим творчеством. Ведь ни один художник, даже самодостаточный и философски относящийся к жизни, не может творить только для себя, в четырёх стенах. Как это возможно для человека, раздвигающего границы пространства и времени?
Наконец, главное, о чём нужно помнить, собираясь на выставку «Отдых в пути». Трогать – нельзя, фотографировать – можно, смотреть – нужно. Выберите день, когда вы никуда не будете торопиться. Искусство Василисы Портновой не терпит суеты. Это разговор о таких глубинах, погружаться в которые можно до бесконечности. В начале было Слово. Потом – керамика.