В галерее открыта вторая часть экспозиции, с первой зрители познакомились в начале года. Через неделю выставят третью часть произведений из серии графического пейзажа. Экспозиции объединяет проект, который призван познакомить горожан с шедеврами из запасников галереи.
– Выставка демонстрирует многообразие и выразительные возможности языка печатной графики конца XX века, – представила работы искусствовед, главный хранитель картинной галереи Марина Абрамова. – В отличие от возможностей оригинальной графики, акварели, гуаши, пастели, в которых преобладают живописные построения объёмов и пространства, художественный язык печатной графики скуп и немногословен. Его лаконизм обусловлен задачами графического способа освоения окружающего мира. Специфика в конфликтном отношении изображения и фона, плоскости, предмета и среды. Условность графического пространства сразу переводит восприятие в иной, более умозрительный план.
Искусствовед говорила о выразительных средствах печатной графики: линиях, штрихах, пятнах, контрасте чёрного и белого. Линия создаёт пространственную иллюзию, выделяет форму, придаёт листу глубину. Характер нажима, ритмика штрихов позволяют мастеру передавать не только предметное окружение, но и эмоциональный настрой произведения.
Экспозиция демонстрирует мастерски выполненные работы в разных печатных техниках: линогравюры, офорта, акватинты, литографии, резцовой гравюры.
Среди авторов выставки популярные графики страны, произведения которых ценятся не только среди отечественных, но и зарубежных коллекционеров: Фёдор Константинов, Василий Звонцов, Владимир Ветрогонский, Борис Французов, Николай Макушкин, Сергей Миклашевич, Виктор Тетютский, Владимир Мешков ...
Народный художник России Владимир Мешков родился в чувашской деревне, в сибирские края семья переехала, когда Владимир был ребёнком. С малых лет он самостоятельно зарабатывал на хлеб, никогда не гнался за славой. За долгую жизнь – художник прожил 93 года – Владимир Ильич успел многое. Создал более 45 тысяч работ, иллюстрировал книги, стал автором пособия для гравёров. В 1939 году его рисунки сделали местную прессу популярной среди неграмотных эвенков, пускавших газету на самокрутки. Мешков представлял информацию в картинках. Вскоре газету стали передавать друг другу и бережно хранить.
Во время войны Владимир Мешков был на Северном Кавказе, освобождал Ростов, Харьков, Киев. В мирное время художник работал не покладая рук. Пришла известность. Знаменитый Рокуэлл Кент был потрясен красотой его гравюр. В 90-е годы художник отказался переехать в США, когда американцы, заворожённые его линогравюрами, обещали предоставить все условия для работы. Первоисточником вдохновения он считал любовь к Отчизне. Владимиру Мешкову, не имеющему профессионального образования, было присвоено звание народного художника страны.
– Владимир Мешков работал только в технике линогравюры, воспевая красоту крайнего Севера, – продолжает Марина Филипповна. – Очень любил изображать природу, передавать мерцание полярных красок, переливы северного сияния.
В технике литографии, история которой насчитывает немногим более 200 лет, выполнена работа Николая Макушкина «Облачный день».
– Литография как способ тиражирования изображений основана на химическом процессе травления твёрдой каменной поверхности кислотами, – знакомит искусствовед с техникой изображения. – Рисунок создаётся на печатной форме литографическим карандашом, тушью или кистью. Химические реакции, нанесение красок, а затем печать на станке-прессе позволяют создавать бесчисленное количество копий.
Световые нюансы в изображении листвы, солнечные блики на крышах домов, уходящие за горизонт поля – фактура, цвет, перспектива виртуозно переданы сочетанием чёрного и белого, плотностью и экспрессией штриха. Скупыми средствами графического языка мастер отображает не только предметный реализм пейзажа, но и лиризм, поэзию природы.
Сергей Миклашевич представлен в экспозиции офортом «Дымковская слобода». Художник, окончив полиграфический институт, прославился живописными и графическими работами.
В технике литографии выполнено произведение Владимира Ветрогонского «Берег Свири». Питерский художник достиг вершин мастерства в литографии. Работал и кистью, но, как и в графике, использовал минимум изобразительных средств. Блики на водной глади, свет в окнах избушек на забытом богом острове пробуждают щемящее чувство Родины. Работы графика находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, зарубежных коллекциях.
– Офорт – это гравюра на меди или цинке, с рисунком, протравленным кислотой, и оттиск с металлической пластины, – раскрывает технику этого вида графики Марина Абрамова. – Автор прибегал и к акватинте – распылению тонкого слоя порошка канифоли над рисунком. После нагрева и травления добавляется фактура, что позволяет расширить выразительные возможности техники.
Офорт Миклашевича «Вечерний разговор» почти монохромен. Последние лучи солнца озаряют ветхую стену деревянного дома, в сгустившихся сумерках у калитки задержались двое мужчин. Типичная картина быта периферийной глубинки: сонная, размеренная, унылая. Хотя оптимист истолкует тёмные дворы заброшенных городишек иначе: в однообразии есть своя философия – покоя и воли.
В технике офорта работал и Алексей Гавричков. Его «Село Дайлинце» поражает ювелирной детализацией, начиная от резных наличников дома до цветов в палисаднике и уходящих в даль строений. Офорт Бориса Французова «Осень на задворках», напротив, не отличается скрупулёзностью. Лист скорее напоминает акварель: мягкость облаков, размытость пейзажа в большей степени передают настроение – увядание природы.
Листы Виктора Тетютского из Екатеринбурга выполнены в технике резцовой гравюры. Лаконичная композиция, ювелирно прорисованные иглы сосны напоминают произведения японских мастеров. А пейзаж «Над Юрюзанью» с рисунком утёса и необъятной перспективой уральских далей похож на иллюстрацию к фильму «Тени исчезают в полдень».
Техника резцовой гравюры требует высокой точности, больших усилий, терпения, времени. Работа растягивается до нескольких месяцев.
В собрании галереи хранятся несколько работ мистического художника Александра Колокольцева. О его личности ходили легенды. Он видел вещие сны, предсказал свою раннюю смерть. Так и вышло: умер художник в 39 лет в своей мастерской от сердечного приступа. Об уходе талантливого мастера скорбел весь Питер.
– В начале творческой карьеры в художественных кругах Колокольцев был мало известен, – рассказывает Марина Абрамова. – Однако за короткий срок его графические работы стали востребованы и очень популярны среди частных коллекционеров.
В зале выставлены три ксилографии не менее известного графика, москвича Анатолия Калашникова. Он окончил полиграфический институт, работал на заводе, в редакции газеты. Художника воодушевила победа в конкурсе на лучший эскиз эмблемы к фестивалю молодёжи и студентов. Он ушёл на вольные хлеба, работал с издательствами, делал эскизы марок, рисунки для конвертов.
Цветной офорт пермского графика и акварелиста Виктора Кадочникова «Суздаль. Воскресенская церковь» выполнен в технике цветного офорта. График известен как художник-иллюстратор детских книг, среди которых специалисты отмечают рисунки к произведениям Бианки и оформление серии «Юношеская библиотека».
В экспозиции есть работы земляков. Николай Исаев выполнил «Городской пейзаж» в технике сухой иглы. Гравирование на металле не прощает ошибок, как и все виды графики, что неоднократно подчёркивал бессменный критик, известный педагог и художник Олег Базылев:
– Графика – это искусство, не терпящее лжи, недоработок. В свое время был графиком. Ездил на курсы повышения квалификации в Питер, два месяца работал у Девятого, постигал секреты литографии у Ветрогонского. Графика даёт множество творческих возможностей, но техника очень трудоёмкая, с высоким фактором непредсказуемости. Как бы тщательно ни продумал эскиз, во время печати получаешь «сюрприз» – ошибку, недоработку. Вся прелесть этого вида изобразительного искусства в непредсказуемости конечного результата.
Завершая экскурсию, искусствовед Марина Абрамова подчеркнула, что умение видеть, чувствовать, передавать поэзию природы характерно для всех художников-пейзажистов, в том числе и мастеров печатной графики. Однако этот вид искусства требует внимательного, подготовленного зрителя, способного к абстрактному мышлению, внутреннему диалогу с художником. Именно поэтому печатную графику относят к аристократическому виду искусства.