Лишний раз убеждаешься: в узком кругу музыкантов, владеющих каким-либо довольно редким инструментом, можно быть известным не только в своем городе, но и далеко за его пределами, в широком же кругу - таком, как Всемирная паутина, - информации практически никакой.
Подтверждение тому - поиск информации о баянисте Эдуарде Аханове, который на днях приезжал с концертом в Магнитку. Что выдают скупые строчки поисковиков? Лауреат всероссийских и международных конкурсов, таких как немецкий "Клингенталь", финский Sata-Hame-Soi, хорватский "Кубок мира", "Большой приз Дона", "Югория", "Кубок Кубани", "Молодые таланты России"… Еще, что Эдуард - единственный в России победитель конкурса "Кубок мира" в номинации "Варьете". И все! А что Аханов играет, как играет - Интернет, увы, подсказать не смог.
Да, чуть не забыл: на расклеенных концертных афишах было написано, что Эдуард - ни много ни мало - еще и чемпион мира по баяну. Прямо спортсмен какой-то, а не музыкант…
Естественно, придя на концерт баяниста, надеялся, что концерт-мейстер или сам Аханов расскажут, откуда есть пошел сей титул - чемпион по баяну. Но концертмейстер выдала лишь сухой пресс-портрет да попросила отключить мобильные средства связи и ни в коем случае не снимать действо на видео. Сам Эдуард целиком и полностью отдался власти баяна и лишь перед очередной композицией объявлял, что будет играть и… как.
Оказывается, свой баян он использует не только как клавишный инструмент, но и как ударный. А чтобы совсем удивить зрителя, представил собравшимся такое замечательное устройство, как "лупер" или по-другому - loop-станцию. Что это за штука такая? Проще говоря - наигрываешь мелодию, "лупер" ее записывает, а потом записанное продолжает "закольцовками" проигрываться, а музыкант в это время дополняет звучание каким-нибудь соло или вообще тем, что ему в голову взбредет. В итоге из этого можно создать чуть ли не оркестр с единственным исполнителем. Что Аханов и продемонстрировал, сыграв "Концертную польку" Бориса Тихонова, где он сам себе был и ритм, и соло, и ударник одновременно.
Зрители услышали композиции Стрейчи, Рейнхардта, Фанчелли, Пьяццоллы, Кореа, Музыкини. Завершить концерт Аханов поначалу хотел опусом "Русские в Финляндии" Цфасмана, но, учитывая, что в зале было много детей, закончил "мультяшной" "Я на солнышке лежу" Геннадия Гладкова.
Не все зрители поспешили после окончания концерта в гардероб - многие желали получить автограф лауреата-баяниста и фото с ним на память. Эдуард не возражал - каждому подписал, терпеливо позировал, пока у какой-нибудь девушки получится нормально запечатлеть на фотокамеру музыканта.
Настал и мой черед поговорить… С двумя баянистами сразу. Одним был, собственно говоря, Аханов, вторым - один из пригласивших его с концертом в Магнитогорск, Евгений Гайнуллов. Напомню: Евгений - из замечательного и известного трио баянистов "Контраст", ныне, к сожалению, распавшегося.
- Мы познакомились в прошлом году на Кубке мира в Хорватии, - начинает Эдуард. - И как-то сразу сошлись характерами, наладили творческое общение. Все было, как обычно на таких конкурсах - знакомишься с новыми исполнителями, узнаешь их программу. Тогда "Контраст" взял вторую премию, что, по моему скромному мнению, было спорно: стал свидетелем их выступления и считаю, что они сыграли лучше всех. Подошел ребят поздравить, и как-то сразу друг к другу прониклись расположением.
- Знакомство завязалось еще в аэропорту, когда мы представляли делегацию от России на Кубке мира, - поправляет Евгений. - Нас было десять человек вместе с жюри. Действительно, быстро нашли общий язык, приходили друг за друга болеть: Эдуард - за нас, мы - за него. В принципе, тогда и созрело решение пригласить Аханова в город с концертом. Когда его услышали, сказали: "Эдуард, хотим тебя в Магнитогорск. Однозначно!" Визит планировался раньше - прошлой осенью - тогда задумывали фестиваль. Но к тому моменту трио распалось, поэтому с фестивалем и выступлением Эдика пришлось повременить. К счастью, ненадолго.
- Обратил внимание, на афишах написано, что Эдуард - чемпион мира по баяну…
Э. А.: Это как раз и есть тот самый кубок мира в Хорватии, где мы познакомились. Просто чемпионат - это такое негласное название.
- У меня сразу ассоциации возникли со спортом.
Э. А: Музыка - тоже своего рода спорт. Это и нервы, и собранность, и сдержанность. Когда выходишь на сцену, особенно, если это не концерт, а конкурс, любая твоя зацепка, мелочь - все отмечает жюри. Неискушенный зритель и не поймет, что я допустил какую-то ошибочку, а жюри заметит любую шероховатость - и ты в пролете.
- А с баяном знакомство когда началось?
Э. А.: Да, наверное, как и у многих - в детстве. Лет в семь-восемь…
- Концертную программу сам подбираешь?
Э. А: Сегодня концерт звучал с моими аранжировками и импровизациями.
- Мне кажется, зрителя стоило оставить в неведении с loop-станцией. Наверное, было бы интересно посмотреть, как он реагирует на то, что музыкант играет сначала одно - это одно все еще продолжает играть, но исполнитель уже "виртуозит" на другую тему, третью…
Э. А.: Слишком тонкая грань - многие подумали бы, что я играю под фонограмму, а этого не хотелось бы. Ведь зрителю же не объяснишь, если заранее не рассказать, что исполнение живое, что это делается здесь и сейчас.
Е. Г.: Хотел бы добавить еще один факт к уникальности Эдика…
Э. А: Не надо (Смеется)!
Е. Г.: Но я все-таки скажу. Эдик - многоборец: он единственный в своем амплуа классического исполнения на баяне. Это требует колоссального труда. Но он первый и единственный в России, кто за шестьдесят пять лет существования Кубка мира победил в номинации "Варьете".
Э. А: Все верно…
Е. Г.: Когда он завоевал эту победу, все "стояли на ушах". Шутка ли - впервые такую сложную номинацию взять. Россияне всегда были хорошими классиками, уверенно в этом побеждали. И когда Эдик брал призовые места на классических конкурсах, это было закономерно, круто, но в порядке вещей. Когда же он приехал в Хорватию и на их площадке всех уделал, то все были просто в шоке. В этом его не превзойти. Но - мало того! Эдуард взял еще одно место - в номинации "Электронный баян". Это просто нонсенс, потому что данное направление только-только набирает обороты в России. Электронный баян - своего рода синтезатор, то есть по сути - целый оркестр одного исполнителя. Когда Эдуард тестировал при нас этот инструмент, мы сидели ошарашенные и ничего понять не могли: никогда ничего подобного не видели - играешь на баяне, а звучит фортепиано или симфонический оркестр, или хор. Или - все вместе. И то, что он овладел этим инструментом, поразило всех, кого только можно было поразить на конкурсе. Надеюсь, что в следующий приезд Эдик "убьет" слушателей - в хорошем смысле слова - этим баяном.
- Значит, следующий приезд планируется?
Э. А.: Обязательно. Хотя подмечу: зал на этом концерте был непростой, я долго искал контакт со зрителем. Только со второй половины концерта стало легче играть. Во многих залах приходилось играть, но здесь было тяжеловато… Это, наверное, связанно с тем, что эстрадное направление у нас практически не развито: то есть не знаешь даже, с кем тебя могут сравнить и как будут воспринимать. Если человек не знает, что будет на концерте, он, естественно, не знает, что ожидает увидеть. В стране почти нет эстрадных баянистов или тех, кто работает в этом направлении. Поэтому каждый зал - в новинку. И я даже не могу сказать, где проще - в Европе, в Москве или в провинции. Хотя нет - в Москве попроще, там публика больше "кушает" музыки.
- Когда шел на интервью, невольно подслушал разговор зрителей, которые пытались сравнивать тебя с Петром Дрангой…
Э. А.: И Петр, и я работаем в эстрадном направлении. Но я играю на акустическом инструменте в стиле "варьете" - это сольное исполнение без минусовок и фонограмм, а Петя работает больше в эстрадном направлении, котороеближе к шоу-бизнесу. Это разная игра. Так что получается: мы с Дрангой идем разными дорожками и ни в коем случае не пересекаемся.
- А свою музыку придумываешь или по импровизациям на композиции других авторов "отрываешься"?
Э. А.: Конечно же, есть и авторские вещи, но их я подготовлю к следующему концерту в вашем городе, если он случится.
Е. Г.: Очень надеюсь, что случится.