Магнитогорский театр куклы и актёра возглавил крепкий хозяйственник, увлечённый и разносторонний человек, зарекомендовавший себя как прекрасный управленец в сфере культуры.
Сергей Смирнов пришёл в «Буратино» с должности заместителя директора Дома дружбы народов. Какие перемены сулит коллективу и зрителям театра новое назначение? Как директор Смирнов видит пути развития знакового культурного учреждения Магнитки? С Магнитогорским театром куклы и актёра Сергея Николаевича – театраломана, по его же собственному признанию, – связывают воспоминания детства и любовь к родной земле, побуждающая сделать жизнь города ярче.
– Я коренной житель края в пятом поколении, – с гордостью рассказывает Сергей Николаевич. – Предки с середины ХIX века жили в станице Магнитной. Я из казачьей семьи. Исторический факт: семья Смирновых-Долгановых основала населённый пункт Кацбах. Часть земель киргиз-кайсаков была отдана Российской империи, и казаки станицы Магнитной осваивали эти земли. Сорок населённых пунктов построены в середине позапрошлого века – Париж, Фершампенуаз, Варна… Я патриот своего города, своего края. У меня никогда не было желания уехать. И супруга, и дети родились здесь. Старшей дочери скоро исполнится 21 год, младшей – 15. Нам нравится малая родина, её прекраснейшая природа, горы, леса. С семьёй зимой и летом ходим в горы с группой «Здоровая Магнитка» – ребята-энтузиасты на безвозмездной основе собирают до ста человек. Даже без серьёзной физической подготовки новичок может присоединиться к этой группе. Я активный участник Магнитогорского городского казачьего общества «Станица Магнитная», мне это близко.
– Откуда в вас творческая жилка?
– Вырос в семье медиков, родители прививали любовь к искусству с детства. Четверо детей, я третий ребёнок в семье. Братья и сёстры окончили музыкальную школу, я учился в художественной, окончил с отличием. А потом поступил в наш горный институт на кафедру архитектуры. Первое моё образование – архитектор. После четвёртого курса ушёл служить в ряды Российской Армии. Товарищ вернулся из Чечни, я не захотел оставаться в стороне. Военком уговаривал доучиться, но я просился в Чечню – сказались казачьи корни. Служил в спецподразделении погранвойск.
– Не каждого возьмут. Спортом занимались?
– На тот момент был кандидатом в мастера спорта по лёгкой атлетике, занимался единоборствами. Здоровье было хорошее. Наверное, армия закалила мой характер и дух и показала, что такое настоящая дружба и плечо товарища. Учёбу закончил после демобилизации.
– Расскажите о предыдущем месте работы. В Дом дружбы народов вы пришли в непростой период…
– Пришёл в ДДН на должность заместителя директора, до этого работал в иной сфере. Нам с руководителем – тогда директором была Татьяна Брагина – поставили задачу запустить здание Дворца после затяжного ремонта. Меня пригласили как крепкого хозяйственника, который смог бы навести порядок. Мы в команде за полгода задачу выполнили, в 2017 году впервые за восемь лет в ДДН шли новогодние представления. И меня зацепила работа в сфере культуры – больше сорока коллективов, более 500 участников.
– И культура казачества представлена. У вас всё сошлось в одну точку!
– Да! И работа, и творческая составляющая. В рамках должностных обязанностей пришлось вникать во всё. Закупали новое световое, звуковое оборудование, проводили реконструкцию сцены. Без знаний нюансов театральной жизни нельзя было это сделать. После обновления в Доме дружбы народов стали проводить многонациональные концерты, фестивали. Начал активно включаться и в познание творческого процесса. Дом дружбы народов представлял Магнитку и на международном уровне – например, на Кубках мира по сноуборду.
Мне не хватало знаний. Получил экономическое образование, изучал специфику менеджерской работы в учреждениях культуры. Руководитель учреждения культуры должен быть трёхголовый – творец, экономист и хозяйственник.
– Возвращаясь к теме «Буратино». Как познакомились с театром?
– Считаю себя отъявленным театраломаном, причём с детства. В театр погрузился в 80-е годы благодаря бабушке. До выхода на пенсию всю трудовую жизнь она работала на ММК, труженица тыла. Пела в хоре. Мне кажется, она знала всех, у неё было много друзей в театре, благодаря чему побывал не только на спектаклях, но и за кулисами. Понял, что актёры и режиссёры – люди, одаренные Богом. Отложилось на уровне подсознания, что театр – волшебный мир.
– Какие спектакли остались в памяти?
– В «Буратино» – и «Айболит против Бармалея», и «Сэмбо», и «Необыкновенные приключения Буратино и его друзей», и «Винни-Пух и все-все-все». Когда стал старше – «Лес», «Преступление и наказание» и «Дом, который построил Свифт» – Александр Анкудинов обещал принести диск со съёмкой 1980-х с первым творческим составом.
С семьёй был практически на всех премьерах в драмтеатре имени Пушкина, театре оперы и балета, «Буратино». Детей своих тоже сызмальства приучаю. Театр воспитывает человека. Телевизор прямолинеен – сериалы, ток-шоу, Интернет не даёт думать. А театр даёт такой заряд энергии! У меня родился слоган – «Буратино»: окунись в детство! Смотрел спектакль «Петрушка на войне» (6+) – сам будто в детство попал. Позитив получил даже не столько от спектакля – от зрителей. Детей невозможно заставить улыбаться, смеяться, они всегда искренни.
– Как коллектив встретил вас в качестве директора?
– Пришёл не в коллектив – в театральную семью. Отработав здесь неделю, почувствовал, что меня приняли. А когда начальник управления культуры Млада Кудрявцева меня представляла, внутри всё клокотало. Привык видеть актёров на сцене, а я был зрителем. И вот поменялись местами: они – зрители, я – на сцене. Многих знал, поскольку Дом дружбы народов сотрудничал с «Буратино», в том числе в рамках программы «Летние парки Магнитки». Когда впервые собирались, я сказал: «Друзья, нам нужно идти в одном направлении, тогда у нас будет всё хорошо». И увидел блеск в их глазах.
– Расскажите о планах.
– Планов много. Как творческих, так и по ремонту и реконструкции здания, которое устарело сильно. Показательный пример, как преобразился драмтеатр. У нас же тоже всё на верёвочках, оборудование 90-х. Здание очень холодное, сырое. Надеемся попасть в федеральную программу капитальных ремонтов кукольных театров. Московская организация «Интоку», которая занимается капитальными ремонтами и реконструкциями кукольных театров по всей России, проектирует и капремонт «Буратино», затем предстоит пройти государственную экспертизу. Ремонтные работы начнутся в 2023–2024 годах.
– Только пришли – и попали…
– Я не боюсь трудностей. Меня это нисколько не смутило, даже порадовало, что предстоит ремонт. Потому что театр для меня – ступенька выше чисто по-человечески: во-первых, ответственный шаг, во-вторых, возможность самому развиваться дальше. Придётся учиться.
– Вы же после этого сможете дом собственными руками построить!
– И сейчас могу, честно сказать. Ремонты в своих квартирах делал собственноручно. Дома нет, но есть дача, где сам клал кирпич, занимался отделкой. Я не кабинетный человек. Уверен в себе как хозяйственник и в то же время обожаю театр.
– Появится ли в «Буратино» главный режиссёр?
– Труппа замечательная! Татьяна Акулова, Александр Анкудинов, Зинаида Бондаревская, Сергей Меледин, Дмитрий Никифоров, – мэтры, костяк. Прекрасные актёры – Ирина Барановская, Евгения Никитина, Роман Табиев. И есть две-три ставки для молодёжи. Ведём переговоры с Нижним Новгородом, хотим пригласить выпускников кукольного театрального училища. У нас в консерватории сейчас набора нет. Может быть, в следующем году будем в консерватории запускать ещё один курс, чтобы привлечь молодёжь в город – пока есть у кого учиться, перенять опыт… Главного режиссёра нет. Но я бы не сказал, что это минус. Такова театральная тенденция. Есть возможность шагать в ногу со временем. Есть интересные планы, ведём переговоры, пока не буду их озвучивать – не хочу искушать фортуну.
– А не дороже постоянно приглашать иногородних постановщиков?
– Знаете, если экономимически посчитать, один хороший приглашённый режиссёр-постановщик, художник, композитор могут сделать имя, могут сделать кассу – это тоже немаловажно. Сделать постановку, которая будет греметь десятилетиями, как «Дом, который построил Свифт». Много ли назовёте спектаклей из тех, что были поставлены позже?
– Назову «Белый пароход» (12+) Олега Жюгжды – один из немногих, которые считаю шедевром.
– Если говорить о приоритетах в репертуарной политике – упущено поколение подростков и молодёжи до 25, а этот спектакль как раз для них. О прекрасном мире ребёнка, который соприкасается с жёстким миром взрослых и хочет превратиться в рыбу, уплыть… Приглашаю родителей с детьми, классных руководителей обязательно посмотреть этот спектакль по Чингизу Айтматову. Ближайший показ – 22 мая.
Необходимо заполнить зазор между детским театром и театром для ценителей зрелого возраста. Как заинтересовать подростков и юношество? Это должно быть нечто креативное и современное. Хотим пообщаться с новым поколением, сделать опрос в школах – чтобы в диалоге с будущим зрителем получить обратную связь.
Надо разрушить стереотип, что «Буратино» – детский театр. Хочется, чтобы было больше вечерних спектаклей, которые привлекут в театр и взрослых, и подростков.
– А чем порадуете ребят помладше?
– Уже 29 мая начнутся премьерные показы «Сказок Белого моря» (6+) по творчеству самобытного архангельского писателя, художника Степана Писахова. Постановка режиссёра из Санкт-Петербурга Павла Овсянникова будет интересна и детворе, и родителям.
Кроме того, мы активно включились в фестивальную работу. Постановка Ирины Барановской и Ольги Кугай «Петрушка на войне» (6+) в июне примет участие в международном фестивале «КУКART» в Санкт-Петербурге, а в планах «Буратино» на следующий год – Российская национальная театральная премия «Арлекино» в Екатеринбурге.
Ещё раз приглашаю магнитогорцев всех возрастов чаще бывать в «Буратино». Будем стараться радовать наших дорогих зрителей.