"Риголетто" - одно из самых известных произведений Джузеппе Верди - классика итальянского романтизма, взрывного, страстного, напитанного противоречиями, которые растут из одного корня, чье имя - Любовь. 4 действия с 15-минутным антрактом (что так неформатно для кинотеатров и так непривычно для их посетителей) проносятся на едином дыхании. Причем ощущение летящего ритма оставляют не только звуки музыки и взмахи дирижерской палочки Джованни Редджоли, но и самые "тяжелые" сцены, где рвутся нервы, сердца, судьбы и жизни.
Наверное, в этом вообще специфика Верди, который, будучи истинным романтиком, видит наш мир с такой захватывающей высоты (и наши слезы, и наше горе, и мечты, и неуловимо проносящиеся миги счастья), что невольно тянет и тебя за собой ввысь, погружая в стремительно летучее напряжение звуков, чувств и красоты, узревши которую, так не хочется снова на землю.
При этом если пересказывать сюжет "Риголетто", получится смешная и нравоучительная "Санта-Барбара" или что-то наподобие подружившегося с абсурдом индийского кино. Однако смысл оперы не в сюжетности и не в событийности, конечно. В этом родственны поэзия и музыка, стихи и опера. Чувства на свободе, на бесконтрольной и полной свободе, ведут себя именно так! Неистово, на первый взгляд, нелогично, более того - словно б против себя, самоубийственно против, однако, как оказывается в финале, такова логика настоящей и полной любви. В ней всегда больше жертвы и страдания, чем радости и удовольствий. В ней всегда и все - без остатка! Причем неважно, кто любит, - целомудренная девушка отчаянного ловеласа или погрязший в грехах отец свою непорочную дочь.
Если коротко определять суть образа Риголетто (Алан Опи), он злой шут, а на поверку "белый" клоун в рыжем парике. Клоунское поведение "рыжего", острые словечки, злой яд иронии - всего лишь служебная маска. Он паяц в доме герцога Мантуи, его обязанность - смешить хозяина и глумиться над его врагами, а точнее - над всеми, кого тот соизволил одарить парочкой рогов. Но маска срывается в тот момент, когда великосветский ловелас герцог решает искусить родную дочь Риголетто Джильду (Эмма Метьюс). Ловкий шут стремительно преображается в злого ангела мести, виноватого без вины. Сцены, где Риголетто общается с дочерью, радуется ей, плачет над ней, наверное, самые сильные в спектакле. И сила их, прежде всего в том, чего так мало в современном искусстве и по чему так изголодался зритель. Они не стесняются быть сентиментальными и трогательными. И трогательность, и сентиментальность эти - не подделки и не имеют ничего общего с фальшивой идиллией розовых очков. Они существуют на фоне беды, предательства, смерти, на фоне разврата, ожесточения и падения. Герои смотрят прямо в глаза всем ужасам и порокам мира и при этом не теряют трогательности отношений. Ожесточенное сердце Риголетто даже в минуты страшной мести растрогано и ранено любовью. И, кажется, в финале, когда он убедился, держа мертвую дочь на руках, что не бывает злого добра и что выбравший месть должен рыть две могилы сразу, яд мести все же полностью растворяется в слезах его любви, нейтрализуется ими. И все, кроме злого искусителя герцога Мантуи, естественно, очищены и прощены.
С каким счастьем, с каким сиянием на лице, призывая только милость к падшим - предавшим и убившим ее, умирает Джильда! И в этот скорбный момент легонько, лживо и пусто звучит, пожалуй, самая известная партия "Риголетто" - песенка герцога Мантуи (Пол О'Нил): "Сердце красавиц / Склонно к измене / И к перемене, / Как ветер мая. // Клятвами страстными / Сердце взволнует. Этими ж губками / Лжет и целует…". Гимн изменщиков и изменниц всех времен, воспевающий ношение масок. Роковое несоответствие этой песенки и смертной трагедии, больно столкнувшихся во времени и пространстве спектакля, будоражит до слез. И с ясностью ребенка понимаешь, что вечное сражение лжи и света, трогательного и ядовито-скептичного, иронии и веры, любви и пошлости будет идти всегда. Но даже погибнув, любовь победит. Раз и навсегда!
Кристина Головина.
Произведения Джузеппе Верди, я уверена, есть в репертуаре всех оперных театров. Также и Магнитогорского театра оперы и балета, который часто предлагает зрителям постановку "Риголетто". А вот в кинотеатре можно было увидеть совершенно иную версию, поставленную в Сиднейской опере. И, конечно же, такое событие невозможно пропустить. Для меня Верди - очень знаковый композитор. Именно с его "Травиаты" началось мое истинное знакомство с миром оперы. Я видела различные версии с различными исполнителями, и каждый раз музыка гениального итальянца, сочиненные им вокальные партии приводили в восторг. Заслушанная уже до невозможности "Травиата" выделила какие-то характерные черты в творчестве Верди, которые я воспринимаю уже чисто интуитивно, и, конечно же, это чувство восприятия перекинулось на "Риголетто", оперу, которую нужно послушать хотя бы раз в жизни каждому.
Сиднейская постановка - идеальный вариант для такого важного, и для некоторых не самого простого шага. Опера, полная трагедии, любви отца к единственной дочери, самому дорогому, что есть на свете - что он теряет, в конце концов, с самого начала схватывает зрителя. Исполнитель главной роли - баритон Алан Опи, даже еще не начал петь, но его движения, поведение на сцене уже могут подсказать, что несет история. Я слушаю музыку Верди и удивляюсь, как поразительно ему удалось передать окружающую атмосферу то праздности, то жалости, то обреченности и неизбежности. Конечно, это еще и заслуга постановщиков, которые не стали сильно экспериментировать с декорациями, перенеся действие в середину двадцатого века. Возможно, чтобы помочь зрителю приблизиться к происходящему на сцене.
Существует еще причина, по которой мне непременно хотелось увидеть эту постановку. После первого знакомства с австралийской певицей сопрано Эммой Мэтьюс в качестве Лакме очень уж хотелось увидеть и послушать ее в итальянском репертуаре. Удивительная исполнительница с высоким, и в то же время - мягким голосом, легко скользящими фиоритурами, она очень удачно вписалась в образ молодой девушки. Для меня эта певица стала важным открытием.
Если быть до конца честной, то я не скажу, что это есть самая грандиозная постановка "Риголетто". Есть и сильнее - по игре актеров, по исполнению, по общему эмоциональному плану. Но эта определенно стоила внимания. Я помню последние минуты оперы, эту грандиозную музыкальную концовку, в которой бурлит трагедия, я вспоминаю "Травиату", я чувствую, как от музыки холод раздирает все внутри, я думаю о том, что итальянская музыка, что Верди - это нечто вечное…