Будущий художник родился в 1956 году в семье профессионального военного, проходившего службу в ГДР, в Потсдаме. После его увольнения в запас семья обосновалась в Магнитогорске, отец возглавил художественно-производственные мастерские при местном отделении Союза художников РСФСР. 1970-е – наиболее плодотворная пора для Магнитогорского отделения СХ. Общение с такими яркими личностями, как Николай Рябов и Константин Черепанов упрочили желание мальчика посвятить судьбу изобразительному искусству. Четырнадцатилетним подростком Сергей Соломатин посещал изостудию Дворца культуры металлургов, которую тогда возглавлял Владимир Павлов.
Весьма вероятно, что первым посылом к выбору жизненного пути стал портрет матери – одна из самых ценных работ в мастерской Сергея Соломатина. Ещё в детстве он был заворожён тайной воспроизведения образа родного человека на двухмерной плоскости. Работа, которую он бережно хранит долгие годы, была создана за несколько лет до его рождения. Нежный румянец, шелковистые русые волосы, белый пуховый платок на плечах – такой запечатлел студентку Тамару в начале 1950-х преподаватель Калининского художественного училища Николай Присекин – один из участников студии имени М. Грекова.
В 1973 году после окончания школы Сергей поступает в Ленинградское художественное училище имени В. Серова. В прошлом это рисовальная школа общества поощрения художеств – одно из значимых мест, где студентам передавались заветы классического русского искусства. Обучение было прервано службой в Советской Армии, и диплом он получил в 1979 году. В Магнитку Сергей Соломатин вернулся профессиональным художником. В последующие годы он работает в интерьерах учреждений города. Монументалист, владеющий многими техниками живописного декора, был принят в Союз художников РСФСР в 1990 году.
Монументальное искусство – предмет наиболее зависимый от внешних обстоятельств: идеологии, материальной базы, финансирования.
В советскую эпоху было немыслимо представить дорогостоящую роспись в частном доме. Как правило, предложения поступали от учреждений и организаций, и каждый заказ тщательно проверялся на идеологическую чистоту. Соломатину удалось сохранить нейтральность в тематике работ, – он не диссидентствует и не выступает апологетом «развитого социализма». Среди лучших произведений того периода росписи в сочетании с рельефом «Диалог» и «Мелодия» в музыкальном училище, выполненные совместно с Иваном Логвиненко. Роспись «Матушка-природа» в курортной поликлинике появилась благодаря сотворчеству с Анатолием Енютиным.
Творчество Соломатина не ограничивается монументалистикой. Ему подвластна станковая живопись в жанрах пейзажа, натюрморта, интерьера, портрета, линеарная графика. В 1981 году на городской выставке Соломатин дебютировал как станковист. С тех пор выставочная деятельность ведётся художником в двух направлениях: по линиям монументального и станкового искусств. Сегодня в биографии Сергея Соломатина экспозиции самых высоких уровней: областные, региональные, республиканские, всероссийские, международные.
В 1988 году художник был удостоен первой награды – благодарности правления Челябинской организации СХ РСФСР за участие в областной выставке молодых художников. За сорокалетний творческий путь знаков профессионального признания получено немало. Среди них благодарственное письмо патриарха Челябинского и Златоустовского Иова за роспись Свято-Никольского храма. За многолетнюю работу и успехи в творческой и общественной деятельности Сергей Михайлович неоднократно был отмечен дипломами за участие в конкурсах и выставках, награждён грамотой управления культуры Магнитогорска, благодарностью главы города, Почётной грамотой губернатора Челябинской области. В 2005 году Сергей Соломатин становится лауреатом первого городского фестиваля «Грани» в номинации «Лучшее произведение в области изобразительного искусства» за роспись храма Вознесения Господня. В прошлом году его вклад в развитие культуры страны и многолетняя плодотворная работа были отмечены благодарностью министра культуры РФ.
Станковая живопись и графика – ещё две ипостаси художника.
Живописные этюды, графические кроки автор ценит за полную свободу выражения чувств и мыслей.
В запасниках Магнитогорской картинной галереи хранится полотно «Натюрморт с вербой», объясняющее успех Соломатина-монументалиста. Недаром жанр натюрморта называют полем художественных поисков и экспериментов. Живописец смотрит на мир и предметы через призму древнерусских иконописцев. Вместо привычной перспективы на удаление применяется обратная, будто опрокидывающая пространство. На полотне изображён интерьер мастерской художника, ваза с веточками вербы и крашеные яйца – символы православных праздников. Скорее всего, художник повествует о Радонице. Цвет в работе символичен, объёмы и плоскости условны, силуэты резки, колорит сдержанный, в серо-голубых оттенках.
Предметная постановка «Натюрморт с жёлтым лимоном», выполненный в мягких коричневато-бежевых тонах, оптимистичное по настрою авторское утверждение всеобщей гармонии и равновесия. В жанре пейзажа Соломатин последнее время предпочитает городские виды: «Городской пейзаж», «Московский дворик», «Утро 9 мая. На улице Комсомольской» – работа удостоена диплома II степени в номинации «Живопись» в 2015 году. Полотно демонстрировалось в Центральном доме художников на международной выставке «Победа» в Москве. (2019). Любимый мотив – арки, порталы зданий, как прорыв в иное измерение. Реальность фантастически преобразовывается, несмотря на узнаваемость архитектурных объектов. Не всегда угадываются временные параметры, на небосклоне могут сиять сразу два светила. Цвет, не лишаясь декоративности, приобретает психоделическую остроту, нервный мазок прерывист и быстр.
Художник наиболее традиционен в станковом жанре портрета. Реалистическая подача образа в работе «Отец Василий Сапрыкин» диктуется уважительным отношением художника к модели. В серии графических произведений – парные изображения Адама и Евы на крохотных листах. Единая контурная линия обрисовывает тела прародителей, вытянутые силуэты героев библейского мифа аналогичны пропорциям классического искусства. Зыбкая текучесть контуров напоминает о современных веяниях, а твёрдость руки, выполнившей зарисовки, говорит о мастерстве художника. Несмотря на миниатюрность «диптиха» и очевидную эскизную быстроту исполнения, графические работы могут существовать как самостоятельные произведения искусства.
После 1993 года много времени художник посвящает монументальному искусству.
Со времён перестройки появился новый заказчик – православная церковь.
Церковное искусство подчиняется множеству устоявшихся законов, норм и правил. И Соломатин с блеском справляется со всеми сложностями канонической живописи. При росписи культовых сооружений он ориентируется на образцы древнерусского искусства XV века. В конце 1990 годов он расписывает Свято-Никольский храм в Магнитогорске. В 2001–2004 годах руководит оформлением наружного и внутреннего пространства храма Вознесения Господня. Проделан колоссальный объём работы: разработаны эскизы, совместно с И. Логвиненко выполнил картоны, лично расписал самый ответственный участок, «барабан» и купола собора. При участии А. Енютина расписал все своды. Кроме того, осуществлял авторский надзор над оформлением в целом. Также Соломатин участвовал в благоукрашении Свято-Троицкого храма в Белорецке, за что был удостоен грамоты благочинного протоиерея П. В. Кулинича. В 2008 году работа демонстрировалась в Ярославле на всероссийской художественной выставке «Монументальное искусство России». В 2011 году художник представил на всероссийский творческий конкурс скульптурных и архитектурных произведений «Наше Отечество» композицию «Вера, Надежда, Любовь», занявшую второе место.
Ещё одна покорённая вершина в монументалистике – победа во всероссийском конкурсе «Реконструкция мемориального комплекса «Тыл–Фронту» в Магнитогорске. Проект Сергея Михайловича занял первое место и был рекомендован к реализации. В 2017 году проект зарегистрирован к исполнению во Всероссийском историческом обществе.
Не все авторские замыслы были осуществлены. Победившие в разное время в городских конкурсах проект на оформление Магнитогорского театра «Буратино» и проект скульптурной части памятника Ивану Ромазану так и остались нереализованными.
Наряду с творчеством Сергею Михайловичу приходилось выполнять общественные обязанности в Магнитогорском отделении Союза художников. С 1993 по 1997 год – он член правления, с 2000 по 2013 – председатель художественного совета и ревизионной комиссии.
Его достижения – результат глубоких знаний и огромного опыта, который художник отразил в статье «Комплексное формирование архитектурно-художественного и монументально-декоративного наполнения городской среды города Магнитогорска», опубликованной в материалах всероссийской научно-практической конференции 2011 года «Актуальные проблемы архитектуры, градостроительства и дизайна».
Несмотря на четыре десятилетия творчества, художник не перестаёт работать над повышением мастерства, расширяя творческую палитру и сферу деятельности. Он постоянный участник экспозиций в выставочном центре на Старосадской в Москве. Недавно Сергей Соломатин получил диплом художника-реставратора, окончив факультет реставрации церковной живописи в православном гуманитарном институте «Со-действие».