В Магнитогорском академическом драматическом театре имени А. С. Пушкина состоялась пресс-конференция, предваряющая премьеру мистического квеста в двух действиях «Пиковая дама» (16+) и другие события осени. Прежде чем режиссёр-постановщик, хореограф и исполнители главных ролей рассказали журналистам о спектакле по мотивам одноимённых повести (12+) А. С. Пушкина и оперы (16+) П. И. Чайковского, директор театра Евгений Климов напомнил о ключевых событиях ушедшего в историю юбилейного 85-го сезона, которые получат продолжение в сезоне 86-м, открывающем пятнадцатилетие до векового юбилея театра.
Академический и новаторский
Помните красочное действо «Без пятнадцати век» (16+) – празднование юбилея магнитогорской «драмы» 30 июня, в День города? Именно тогда впервые во всеуслышание было объявлено: отныне драмтеатр имени А. С. Пушкина носит звание академического. Таких театров на Южном Урале всего три: Челябинский театр драмы имени Наума Орлова, Челябинский театр оперы и балета, а теперь – и старейшее культурное учреждение Магнитки. Это почётное звание накладывает и определённые обязательства – высокий творческий уровень постановок, обращение к классике… Но кто сказал, что классика непременно должна быть традиционной, привычной, узнаваемой, с душком нафталина? Разве не потому современный читатель обращается к неустаревающей русской литературе XIX века, что она даёт пищу для размышлений во все времена? Поэтому более чем оправданно сотрудничество Магнитогорского академического – как же приятно написать это слово! – драматического театра имени А. С. Пушкина с командой креативной молодёжи из Санкт-Петербурга. К слову, постановщиками юбилейного торжества этим летом стали режиссёр Илья Архипов и хореограф Никита Борис. Тогда они и убедились: им предстоит работать над спектаклями «Пиковая дама» (16+) и «Каштанка» (12+) с поистине талантливой труппой.
«Пиковая дама» предстанет перед публикой совсем скоро, 7, 8 и 9 сентября, а ставить «Каштанку» (12+) по мотивам рассказа (6+) А. П. Чехова будут весной 2024 года – технически сложный и весьма затратный проект стал возможен благодаря тому, что драмтеатр выиграл конкурс среди культурных учреждений Магнитогорска на получение гранта главы города «Вдохновение». И это тоже будет «неклассическая» русская классика – в форме циркового представления.
Фестивали и гастроли
Если говорить о достижениях минувшего сезона, плоды которых театр продолжает пожинать в сезоне минувшем, то нельзя не сделать акцент на Гран-при ХХ Фестиваля театров малых городов России, который получила постановка Алексея Вотякова «Лавр» (16+) – участники масштабного театрального форума от души аплодировали победе невероятно мощного спектакля по одноимённому роману (18+) Евгения Водолазкина. Весной «Лавр» пригласят на одну из престижных московских площадок.
Евгений Климов напомнил о резонансном спецпроекте конца прошлого сезона – вербатиме «Диагноз: Театр» (18+), драматургом и режиссёром которого выступил Данила Сочков. В начале лета эту постановку увидели чуть более двухсот зрителей – поскольку публика размещается на круге средней сцены на станках, за один раз на постановке могут побывать только 60 человек. Эксперимент в жанре «Вербатим. Своя история», явленный миру «под занавес» сезона, приняли «на ура». Ближайший показ 12 сентября – всё ещё из числа премьерных. Если вы пока не видели «Диагноз: Театр», за вас можно только порадоваться – такие открытия впереди!
Ещё одна премьера первого месяца осени – печальная комедия в двух действиях «Родерик» (16+) – постановка Алексея Вотякова по современной ирландской прозе, в главных ролях – Андрей Майоров, Игорь Панов, Иван Погорелов (Кирилл Копылов) и другие. Обратите внимание: у спектакля, который покажут 23 и 24 сентября, даже есть постановщик трюков – это уфимец Андрей Ганичев, так что «печальная комедия» вряд ли будет слишком томной. Мрачное обаяние и колоритный юмор ирландской глубинки стоят того, чтобы провести вечер в театре.
Октябрь обещает быть не менее насыщенным событиями. Так, 10 октября комедия Ж.-Б. Мольера «Тартюф» (16), которую в прошлом сентябре поставила в Магнитогорском драмтеатре московский режиссёр Екатерина Половцева, примет участие в ежегодном областном фестивале профессиональных театров «Сцена» (18+) – жюри приедет в Магнитку, чтобы увидеть грандиозную постановку на её родной площадке. А 12 октября печальная комедия «Родерик» (16+) отправится в Челябинск на Международный фестиваль-конкурс драматических театров «Камерата» (18+). И это далеко не единственный показ «на выезде» осенью-2023. С 15 по 19 ноября состоятся гастроли Магнитогорского академического драматического театра имени А. С. Пушкина в Ярославле, Костроме и Рыбинске.
Наши гости
Магнитка тоже ждёт гостей. Московский академический театр сатиры уже сейчас сообщил, что именно привезёт к нам в начале ноября – это будет фантазия по знаменитой поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин» (12+).
Кроме того, в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» на сцене драмтеатра имени А. С. Пушкина в ноябре состоится концерт Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова «Асъя кыа» («Утренняя заря») (6+).
И это лишь основные события осени. Подробности – на сайте МАДТ имени А. С. Пушкина (18+), где уже сейчас размещена афиша сентября. Так, в первый день осени театр впервые в этом сезоне откроет двери для публики. Юных зрителей, а также их родителей ждут на сказку для детей и взрослых «Серебряная лилия» (0+). Новогодние чудеса нужны в любое время года.
Организованный хаос
Лейтмотивом пресс-конференции стал разговор о премьере мистического квеста «Пиковая дама» (16+), которая состоится в первой декаде сентября. Режиссёр-постановщик Илья Архипов, как и вся его команда – петербуржцы, имеет богатый опыт работы в театрах России. Ему доводилось ставить мюзиклы с якобы «не поющими и не танцующими» актёрами – так, что в их преображение не могли поверить постоянные зрители. Похоже, с магнитогорцами у него и его коллеги – хореографа Никиты Бориса, также петербуржца, – сложилось взаимопонимание.
Приоткроем завесу тайны: «микс» Пушкина и Чайковского перенесён в начало 2000-х – яркие неоновые цвета, ночная жизнь большого города.
Илья Архипов подчёркивает:
– Мы бережно относимся к оригиналу, но, перенеся происходящее в другую эпоху, мы открываем и новые смыслы.
Действие начинается в питерском подземном переходе и перемещается в клуб. Зрителям будет казаться, что актёры двигаются под музыку спонтанно, но за этим стоит серьёзная работа хореографа, создавшего, по его словам, «организованный хаос».
Вместе с Ильей Архиповым и Никитой Борисом над «Пиковой дамой» работали его земляки: автор инсценировки Дмитрий Фёдоров, художник по костюмам Алёна Пескова и её ассистент Ирина Алексеева, художник по свету Татьяна Яцюк, саунд-дизайнер Антон Власов. Сценограф спектакля – Станислав Никитин (Израиль), а художник по гриму – известный визажист Макс Медовый (Москва), звезда TikTok (16+).
Сотворчество международной команды Ильи Архипова и МАДТ имени А. С. Пушкина обещает войти в историю. И – напомним – оно продлится в работе над спектаклем «Каштанка» (12+).
Обретение героев
Что касается жанра «мистический квест», Илья Архипов уточняет:
– Зрители будут сидеть в креслах в зале, квест – не для них, а для главного героя, Германна. Просто определение жанра «мистический квест для главного героя» – слишком длинное для афиши.
Германна будет играть Павел Махлин, который служит в Магнитогорском драмтеатре с августа этого года. В 2021-м Павел окончил Екатеринбургский театральный институт по специализации «актёр театра и кино», художественный руководитель курса – заслуженный работник культуры РФ Вячеслав Белоусов. Переезд из столицы Среднего Урала, города-миллионника Екатеринбурга в Магнитогорск для него обусловлен тем, что здесь, в драмтеатре имени А. С. Пушкина, открывается больший простор для творчества. К Магнитке он присматривался давно – и как назвать то, что «карта легла» именно сейчас, если не мистическим совпадением?
– Я увидел улыбчивого сорокалетнего школьника и понял: Германн! – восклицает Илья Архипов.
Павлу Махлину много меньше сорока – режиссёр имеет в виду типаж вечного мальчишки, у которого нет возраста.
Ещё интереснее – история встречи Ильи с главной героиней.
– Режиссёры часто отождествляют себя с одним из персонажей. Так вот, я – Пиковая дама! – признаётся он.
Приехав в Магнитку, Илья Архипов не мог не посмотреть легендарную «Грозу» (16+) – постановку своего земляка Льва Эренбурга, 15 лет назад принёсшую Магнитогорскому драматическому театру имени А. С. Пушкина «Золотую маску» и по сей день украшающую его репертуар. Увидел Матрёну – Марину Крюкову – и ни секунды не сомневался, что нашёл свою Пиковую даму.
К тому же Марина Павловна – режиссёр обращается к ней исключительно по имени-отчеству, с нескрываемым пиететом – актриса, в творческом багаже которой – несколько моноспектаклей. Не каждому удастся в одиночку удерживать внимание зала. Кстати, если ещё не видели шедевр «С неба упали три яблока» (16+), два года назад поставленный Еленой Лукмановой по одноимённой книге (16+) Наринэ Абгарян и удостоенный Гран-при Межрегионального фестиваля-конкурса индивидуальных актёрских работ имени народного артиста РСФСР В. И. Милосердова (16+), то это можно сделать 21 сентября.
Илья Архипов утверждает, что они с Мариной Павловной на одной волне. А Марина Крюкова радуется тому, что режиссёр предоставляет ей возможность играть острохарактерно, обычно-то, наоборот, её просят «играть меньше».
Ещё одна актриса, которой очарован режиссёр, – Лира Андреева (Лямкина). Специально для неё в спектакль введена роль Прилепы. У Чайковского это пастушка, эпизодический пасторальный персонаж. У Архипова – уличная певица, песня которой – тот самый луч света, который должен быть даже в самой, казалось бы, безнадёжной ситуации.
В конце пресс-конференции к участникам присоединился Данила Сочков – в спектакле он играет Томского, внука старой графини. В «Пиковой даме» есть две главные роли, но «второстепенных» персонажей нет – тем более что для режиссёра-постановщика мелочей не существует. Для него важно всё, он даже приходит на примерки, чтобы проверить, комфортно ли актёр чувствует себя в костюме. Всё должно быть идеально.
Многое из сказанного актёрами и постановщиками на встрече с журналистами намеренно не озвучиваю – пусть для будущих зрителей мистический квест «Пиковая дама» останется загадкой – до того долгожданного момента, когда поднимается занавес.