В нынешнем, только начавшемся, сезоне фестиваль стал во многом экспериментальным: по сути, оперетта в чистом виде прозвучала в его рамках только однажды – как раз на гала-концерте, поэтому организаторы решили, что шоу должно быть по-настоящему ярким и запоминающимся. Задумка воплотилась на «ура».
Факторы успеха
Главной задачей организаторов фестиваля в постановке гала-концерта была абсолютная новизна: впервые в истории Магнитогорского театра оперы и балета гала-концерт – это не обычный набор арий и куплетов в исполнении артистов, по очереди выходящих на сцену, а театрализованное действо по сути, настоящий спектакль, «сюжет в котором «собран» из оперетточных сцен, а также умелого конферанса и прямого общения со зрителями. Публика восприняла это настолько положительно, что, подозреваю, в репертуаре театра оперы и балета теперь появится новый полноценный продукт – гала-концерт, произведённый так качественно и ювелирно, что прийти на него захочется и второй, и третий, и десятый раз. Режиссёром-постановщиком действа стал выпускник Магнитогорского музыкального колледжа, а ныне помощник главного режиссёра столичной «Геликон-оперы» Илья Ильин, «взорвавший» Магнитогорск своей постановкой «Летучей мыши». Неудивительно, что её успех стал фактором очередного обращения к мастерству Ильи Анатольевича.
– Я счастлив снова работать в вашем театре, который в этом году получил мощную творческую подпитку в лице певцов и музыкантов, поступивших в труппу учреждения, – говорит Илья Ильин. – Гала-концерт стал настоящим сотворчеством фантазии моей и руководства театра, главным решением которого стало максимально тесное соприкосновение с публикой, которая становится полноценным героем действа. «Подать» публике мы захотели не только всем известные сцены из оперетт и мюзиклов, но и совершенно новые, не знакомые магнитогорской публике произведения, причём наверняка музыку эту они слышали, и не раз, а вот источник им незнаком.
И это желание было реализовано уже с первых звуков гала-концерта – когда мероприятие открылось увертюрой к оперетте Жака Оффенбаха «Орфей в аду». Потому что для неискушённой в репертуаре мировой оперетты, а потому поражённой публики зазвучал… «Канкан» – да, именно: самый известный в мире кабаре-номер. И исполняли его девушки из балетной труппы театра оперы и балета. И идеальный выворот ножки классической балерины, ошеломляющий взмах этой самой ножки в роскошном костюме смотрелся так вкусно, что с первых же нот зрители закричали «Браво!», которое не замолкало до самого финала.
Ещё один принципиальный момент: даже сцены из оперетт, знакомых магнитогорцам по афише театра оперы и балета, – это не калька наших спектаклей, как это было на прошлых гала-концертах, а вновь созданные номера режиссёра Ильи Ильина, костюмера и сценографа Ники Велигжаниновой и хореографа-постановщика концерта, с недавних пор главного балетмейстера театра Юлии Логиновой.
– Я исполняю арию Сильвы из одноимённой оперетты, которая идёт в нашем театре, но это совсем другая «Сильва», созданная специально для гала-концерта, и таких номеров в концерте большая часть, – говорит солистка Магнитогорского театра оперы и балета Эльза Тимербаева. – Это очень интересно и мне как артистке – словно ты играешь в новой постановке, и, разумеется, публике, которая познакомится с совсем другой «Сильвой».
Ещё из сюрпризов для публики – новая музыка: пусть даже авторы и произведения им знакомы, но арии старались брать редко исполняемые. Например, впервые публика слушала со сцены театра номера из оперетт Жака Оффенбаха «Путешествие на Луну», «Путешествие господ Дюнан с сыном» и другие.
– Для меня этот концерт – настоящий творческий эксперимент, поскольку не пел раньше ни Оффенбаха, ни Легара, что для меня большое счастье, – говорит ведущий солист Магнитогорского театра оперы и балета Вадим Стародубцев. – Как сказали сейчас наши девушки, оперетта – вовсе не лёгкий жанр, как говорят стереотипы – во всяком случае, для артистов: петь и играть, грамотно подавая «своего» героя, одновременно при этом танцуя и двигаясь по сцене, – это, конечно, очень организует и физически, и творчески, и эмоционально.
«Девушки» – это, по большей части Ирина Шабалова. Солисткой Магнитогорского театра оперы и балета она стала только в этом сезоне – потому в разговоре почти не участвует, но всем, свидетелем чего является с первых дней работы, по-настоящему восхищена.
Доцент и артистка
– В прошлом году окончила музыкальную академию имени Гнесиных, пела только оперы Чайковского, Римского-Корсакова, Верди, – рассказывает Ирина. – Получив диплом, подала резюме в Магнитогорский театр оперы и балета, и теперь в моём репертуаре – Бернстайн, Лоу, Кальман… Вокал сочетается с активными танцами, какой-то сценической феерией, всё быстро и блестяще – честно скажу, в первые дни репетиций голос не совпадал с руками, телом и ногами – было очень трудно. Так что стереотип, что оперетта – это лёгкий жанр, отмела сразу.
Теперь добавьте, что вообще-то Ирина пришла в музыку с должности доцента кафедры иностранных языков столичных вузов, в которых она преподавала восемь лет и даже защитила кандидатскую диссертацию. И, добившись амбициозных целей, решила отдаться любимому направлению – вокалу.
– Во-первых, это была моя мечта – петь на сцене, и, если я понимала, что к основной своей работе могу вернуться в любое время, то сцена меня ждать долгие годы явно не будет – решила уж если не вскочить в последний вагон, то рискнуть и воплотить свою мечту, – рассказывает Ирина Шабалова. – Во-вторых, иностранные языки и опера – вовсе не взаимоисключающие друг друга понятия, ведь я владею языками, на которых написаны сотни лучших произведений оперного искусства, а ещё два учу прямо сейчас.
Магнитогорский театр оперы и балета – первое трудоустройство Ирины после получения диплома одного из самых престижных музыкальных вузов мира. Наш город и театр певице понравился очень – и тёплая атмосфера, способствующая творчеству, и коллектив, не конкурирующий, а поддерживающий, и репертуар.
– Мне нравится всё, но больше всего поразил мюзикл «Горячие сердца», написанный к 90-летию ММК, который я посетила с экскурсией и осталась под ошеломляющим впечатлением, – откровенничает Ирина. – Мечтаю, чтобы мюзикл увидела вся страна, потому что поэтизированное открытие доменной печи – это так красиво и трогательно! Тем более в сопровождении песен, которые лежат у каждого на подкорке, потому что их пели наши бабушки, дедушки... Словом, мурашками спектакль начинается, ими же и заканчивается.
Для солиста Георгия Бунькова же подготовка к гала-концерту – сразу после премьеры обновлённой «Кармен» и в самом разгаре репетиций новогодней сказки – стало лишним подтверждением профессионализма коллектива театра, который в очередной раз мобилизовал свои силы и в рекордно короткие сроки подготовил настоящее шоу.
– С удовольствием исполняю совершенно новые для себя арии, жадно принимаю этот опыт – и творческий, и организаторский, надеюсь, что в будущем наш коллектив не раз докажет, что способен сотворить лучшее шоу в максимально короткие сроки.
Одним из главных героев шоу стал свет – художник по свету из московской «Геликон-оперы» Денис Енюков, известный магнитогорцам по постановке «Летучей мыши», ещё тогда сказал директору театра оперы и балета Илье Кожевникова: для труппы и оркестра такого уровня нужна соответствующая техника. Спустя год Евгений улыбается: театр приобрёл прекрасное оборудование, которое позволило воплотить все творческие идеи.
Концерт был потрясающим, и крики публики «Браво!» с первых аккордов лишь подтверждают моё мнение. Особенные слова хотелось адресовать ведущему, конферансье, а в данном случае, скорее, церемониймейстеру шоу Александру Дёмину. Блестящий актёр, импровизатор, прекрасно работающий с публикой, он – только не удивляйтесь! – штатный артист балета театра. Очень надеюсь, что теперь к основным его обязанностям прибавится роль ведущего, настолько органичен и замечателен в ней он был.
Большой джаз
Завершающим аккордом фестиваля «Оперетта, браво!»-2022 в Магнитогорске стал концерт «Большой джаз» в исполнении всемирно известного трубача Виталия Головнёва в составе квинтета участников большого телепроекта канала «Культура» «Большой джаз». Сначала – об организаторе: выпускник академии Гнесиных, Виталий Головнёв играл в лучших джазовых оркестрах мира.
В это время имя себе делали молодые джазовые музыканты – гитарист, выпускник Санкт-Петербургской консерватории Родион Грищенко, московский джазовый пианист Даниэль Адиянц, контрабасист из Северной столицы Герман Гау и один из лучших барабанщиков страны Михаил Фотченков. Все они – выдающиеся музыканты, участники оркестров и проектов, оценённых всем миром джаза. И вот они приехали в Магнитогорск – это очень круто.
Другое дело, что джаз – явление слишком специфическое. Я, к примеру, так его и не поняла – старалась, но, увы, так и не вняла диссонансам и прочим «перчинкам» американской музыки. Но обесценивать её значимость для публики не буду – ведь видела, как откликался овациями зал театра оперы и балета на каждую импровизационную «изюминку» музыкантов. И эта «вкусность» общения джазменов и публики заставила вспомнить старое: «пусть это не моё, но это – гениально!»