В юбилейный для Магнитогорска год в картинной галерее открыты выставки, приуроченные к знаменательной дате в истории города первых пятилеток. Одна из экспозиций - выставка "Улыбка художника" (6+) - представляет галерею дружеских шаржей из собрания музея.
Героями работ стали известные в городе люди: деятели культуры, спорта, архитекторы, работники ММК, медики, журналисты, сотрудники силовых ведомств. В экспозиции есть уникальные произведения советского и российского художника-графика, мастера политической карикатуры, народного художника СССР Бориса Ефимова.
- Дружеские шаржи художника на советского поэта Демьяна Бедного и писателя, киносценариста, драматурга, журналиста и главного редактора журнала "Юность" Валентина Катаева - гордость музейного собрания, - подчеркивает куратор выставки главный хранитель картинной галереи Марина Абрамова. - Магнитку литераторы посетили в 1931 году. Время, проведённое на Магнитострое, стало знаменательным и плодотворным периодом в их биографии.
В 30-е годы формируются ударные бригады писателей, перед которыми партия большевиков ставит задачу: отобразить великие свершения в Стране Советов. В рамках этой политической акции в 1931 году на строительную площадку будущего гиганта металлургической промышленности прибыл писательский десант. Среди известных деятелей литературы и искусства были корреспондент газеты "Правда" Валентин Катаев и пролетарский поэт Демьян Бедный.
В своих заметках Валентин Катаев отмечал, что был ошеломлён увиденным и осознал, что на великой стройке необходимо задержаться. Корреспондент газеты Катаев, решив поближе узнать строителей, изучить материал, пробыл в городе две недели, затем вернулся в Магнитку на более длительный срок. Впоследствии его впечатления легли в основу знаменитого романа "Время, вперёд!" В книге журналист рассказал не только о достижениях, но и проблемах стройки. Роман стал ценнейшим документом эпохи индустриализации, был переведён на многие языки мира, а в 60-х годах стал основой одноимённого фильма. В этот же период Валентин Катаев ещё раз побывал в Магнитогорске, передав свои впечатления в очерке "Магнитка".
На рисунке Бориса Ефимова писатель изображён в бескозырке, на развевающихся ленточках которой названы произведения, принесшие Валентину Катаеву союзную известность. Атрибуты, определяющие его занятие, - номер журнала "Юность" и ручка с острым пером публициста.
В галерее народного художника множество портретов знаменитостей: Михаила Светлова, Алексея Новикова-Прибоя, Сергея Михалкова, Ильи Эринбурга, Серафима Туликова. Каждый из рисунков отражает сферу деятельности персонажа дружеского шаржа. Однако портрет Демьяна Бедного, созданный в 1940 году, лишь слегка гипертрофирует внешность уже опального литератора. В 30-х годах он был признанным пролетарским поэтом, снискавшим благосклонность самого Сталина. Вождь распорядился выделить ему персональный вагон, в котором он с Валентином Катаевым и прибыл в Магнитку. Борис Ефимов изобразил некогда влиятельного общественного деятеля и публициста без каких-либо знаковых предметов, позволяющих ассоциировать его с работой на литературном и партийном поприще: в 1938 году он был исключён из партии. На голове поэта - скромная фуражка с якорем на кокарде. Может, в этом состоит разгадка дружеского рисунка, поскольку прошлая биография поэта никоим образом не связана с морем? В университете он учился на историка, в первую мировую войну был фельдшером санитарно-гигиенического отряда. Вероятно, такт и сострадание художника к человеку, чья звезда исчезла с политического и литературного небосклона, не позволили карикатуристу изобразить Демьяна Бедного с атрибутами, указывающими на связь с поэзией, - гусиным пером, сборником стихов, лирой.
Основная часть музейной экспозиции состоит из произведений магнитогорских художников: Сергея Дегтярёва и Эдуарда Коци.
- Уникальный талант художника-шаржиста, выпускника художественно-графического факультета МГПИ Сергея Дегтярёва проявился ещё в дипломной работе, - отмечает Марина Филипповна. - Первыми героями его дружеских шаржей стали друзья-сокурсники. Позже он "посмеивался" над коллегами, затем над известными в Магнитке людьми. В 2006 году по просьбе члена общественной палаты Магнитогорска, советника генерального директора ОАО "ММК" Валентина Сарычева художник создал серию портретов, героями которых стали работники комбината. Зрители впервые увидят серию дружеских шаржей художника.
Уважением и симпатией к людям отличаются портреты магнитогорских знаменитостей. При первом же взгляде не остаётся сомнения, что меланхоличный интеллигент - главный режиссёр театра "Буратино" Виктор Шрайман. В сюжетном рисунке есть и подсказка: деревянная длинноносая куколка комфортно чувствует себя в режиссёрских руках. Дело жизни архитектора Анатолия Волобуева - храм Вознесения Господня - занимает центральное место в композиции шаржа. Образ архитектора Насима Саяхова с рисунком мечети на заднем плане подчеркнуто национален. Дружеский шарж главного архитектора города Виля Богуна сопровождает ироничный текст. Графическое выделение первого слога фамилии трансформируется в знаковую надпись - "Бог архитектуры". Писателя, заслуженного работника культуры РФ Риму Дышаленкову мастер шаржа Дегтярёв изобразил с поэтическими атрибутами - гусиным пером и музой, освещающей голову поэта лавровым венком. Шляпа - очень схожая с фетровым головным убором сталевара, а синие очки металлурга "подсказывают" одну из тематик произведений магнитогорского литератора.
Краеведов и летописцев Магнитки Ивана Галигузова и Владимира Баканова художник представил в сюжетном шарже - двое в лодке. Вместо вёсел коллеги держат перья, лавируя в бумажном море то ли архивных бумаг, то ли своих печатных исследований. Поэта, журналиста Александра Павлова художник представил красным всадником, оседлавшим пегаса, только вместо полкового знамени в руках - стяг с надписью его детища: "Литературное объединение "Магнит". Профессор, ректор МаГУ Валентин Романов запечатлён за лекционной кафедрой в академической шапочке. Председатель Магнитогорского отделения АЮР Любовь Гампер представлена богиней правосудия Фемидой с весами, на чашечках которых лежат краеугольные камни закона.
О работах мастера очень высоко отзываются старшие мастера. Юрий Осовитный назвал шаржи Сергея Дегтярёва великолепными за узнаваемость персонажей и прекрасные рисунки.
Работы Эдуарда Коци отличаются техникой создания шаржей: портреты изображены в технике цифровой живописи.
- Дружеские шаржи - лишь одно из направлений многогранной творческой деятельности художника, мультипликатора, карикатуриста, члена Союза дизайнеров России, - представляет работы Эдуарда Марина Абрамова. - Выпускник художественно-графического факультета МаГУ защищал диплом на тему дружеских шаржей. Первыми героями его работ были преподаватели альма-матер. В 2004 году в московском издательстве "Инсан" вышла "Книга шаржей и эпиграмм" с портретами известных артистов, политиков, звезд шоу-бизнеса. Для межконтинентального проекта Эдуард выполнил 80 шаржей. Книга вошла в "Антологию сатиры и юмора XX века". Мало кто знает, что именно с его легкой руки появился на свет знаменитый символ хоккейного клуба "Металлург" - лисёнок Тимоша. В Швейцарском городке Зильс-Мария возле дома философа Фридриха Ницше стоит скульптура его авторства: змея в виде спирали, изготовленная из магнитогорского металла и уральских камней.
В серии портретов Эдуарда найдём образы не менее известных магнитогорцев. Шаржи журналистов Павла Верстова, Игоря Гурьянова, Елены Брызгалиной, сотрудника ГИБДД Фёдора Сумароковского. С атрибутами, обозначающими творческую принадлежность, или без оных, образы с гипертрофированными особенностями внешности легко узнаваемы.
Уловить манеры, характер, привычную для героя позу, передать портретное сходство так, чтобы публика даже в искаженных чертах безошибочно узнала прототип, - всё это требует от художника высокого профессионализма и опыта. Творения истинного мастера дают возможность порадоваться, а может, и задуматься над собой.