Экспозиция "Кукол много не бывает" (6+) представлена в двух разделах: авторские куклы Светланы Кузнецовой и работы участников магнитогорской студии текстильной игрушки Hobbi-dolls под руководством Оксаны Дрёминой. На выставке 80 экспонатов, выполненных в различных техниках: грунтованный текстиль, интерьерные куклы из пластика и смешанная техника.
Представляя собрание кукол, куратор экспозиции заведующая выставочным отделом Анастасия Миронова подчеркнула, что это не только выставка игрушек, но образцы изящного, неповторимого украшения интерьера, предметы для коллекционирования.
- Душевные, изысканные, трогательные игрушки ручной работы призваны создавать особое настроение. Мастера вкладывают в кукол максимум талантов: здесь они и модельеры, и скульпторы, и художники, и парикмахеры, и режиссёры, наделяющие каждый персонаж особым характером и судьбой. Выставка будет интересна искушённым собирателям кукол, художникам, семьям с детьми.
Это не первая выставка кукол в залах картинной галереи. Игрушки, выполненные в технике мягкого и грунтованного текстиля, в изобилии представляют на выставках самодеятельного творчества. Летом 2017 года большой интерес вызвало собрание деревянных японских куколок - кокэси, которые иллюстрировали различенные школы. Множество забавных зверят и куколок-тильд мастерит профессиональный художник Елена Подольская, о творчестве которой "Магнитогорский металл" поведал в статье "Ситцевое сердечко". Об уникальных куклах художницы Дарьи Макаровой - портретных мини-копиях конкретных людей - рассказано в одноимённом очерке. Сейчас появилось новое направление - историческая кукла: художники воссоздают игрушки, принадлежавшие, например, царевнам императорской семьи Романовых.
На открытии выставки присутствовали любители кукол, и, заметим, не только женщины. Поэт и прозаик Владислав Аристов подчеркнул, что у магнитогорцев любовь к куклам традиционна и восходит к театру, гремевшему на всю страну в прошлом веке. Писатель уверен, что каждая игрушка, в которую мастерица вложила душу, обретает свой нрав. Режиссёр центра визуальной культуры "Век" Игорь Гончаров озвучил идею снять о создателях и куклах видеофильм.
Профессии мастериц далеки от творчества, видимо, создание игрушек - стремление найти духовный баланс, столь необходимый людям с тонкой душевной организацией. Оксана Дрёмина - руководитель студии текстильной игрушки Hobbi-dolls - техник-технолог общественного питания, считает, что в каждой девочке генетически заложена любовь к куклам, и физиологическое взросление не способно её изменить.
- Я не исключение, - смеётся Оксана. - Обожаю шить, вязать, вышивать, валять. Изготовление кукол чудесным образом соединяет все навыки и умения. Когда куколка обретает свой стиль, лицо и характер, испытываю те же чувства, что и художники во время творчества.
Изготовлением кукол Оксана занимается восемь лет. Начинала с текстильных игрушек. Теперь у неё своя студия - коллектив любителей, но не только кукол. Они осваивают тонкости изготовления цветов, шьют и кроят. Скорее всего, клуб творческих людей и мастериц.
Общепризнанный факт: вещи, созданные не на конвейерном потоке, а руками человека, да ещё с любовью, способны вобрать в себя частичку его души.
- Люди это чувствуют, - убеждена Оксана Дрёмина. - Не раз ловила себя на том, что отношусь к игрушкам как к одушевлённым существам: здороваюсь, разговариваю. Есть куколки, которые прижились в квартире, - старожилы. С другими расстаюсь без сожаления, чтобы создавать новые.
Рождение игрушки - процесс уникальный. Иные мастерицы создают эскизы, Оксану может вдохновить и кусок ткани. Но как только у куколки появилось лицо, "проклюнулся" характер, она начинает "диктовать" рукодельнице имидж, наряд, причёску. Порой, происходят необъяснимые ситуации, мистические совпадения. Мастерица припомнила случай, который в полной мере подтвердил расхожее мнение: первая кукла должна походить на хозяйку. Несмотря на тщательность обработки фарфоровой заготовки, прилипшая соринка после обжига странным образом преобразилась в родинку над кукольными губками, в том же месте, что и у Оксаны.
Добрую бабушку в чепчике - Метелицу из сказки братьев Гримм - рукодельница выполнила в технике грунтованного текстиля. Холодная сине-голубая палитра подчёркивает колючий, как иней, нрав госпожи Метелицы: жёсткая, но справедливая. А Душечка-Марфушечка в русском национальном костюме, может, и неумеха, как героиня Инны Чуриковой в киносказке "Морозко", но зато обаятельная и милая.
В экспозиции немало работ, в которых авторы использовали принцип антропоморфизма, придавая животным человеческие черты. Грустный Лось в ботинках и свитере, видимо, интроверт. Пескарь в фуражке и камзоле - "мягкая" иллюстрация к премудрой рыбе из сказки Салтыкова-Щедрина. Полевые мыши - просто образец идеального семейства, Русалка Элеоноры Исрафиловой полна неги и романтизма. Лошадка Светланы Мороз, как и полагается дамам из высшего общества, элегантна и преисполнена достоинства.
Но если мышей, марфуш и лошадок можно смело вручать детишкам, то авторские изделия Светланы Кузнецовой не предназначены для игр в дочки-матери. В позапрошлом веке будуарными куклами украшали покои, сейчас они пополняют собрания коллекционеров. Иногда их стоимость доходит до нескольких сотен тысяч рублей. Почему именно куклы её хобби?
- С детства было много увлечений: освоила резьбу по дереву, вышивку, вязание, декупаж, рисование. Когда увидела кукол из пластика, очень захотела сделать таких же. Все мои умения проявились в создании кукол. Когда завершаю работу, ощущаю внутреннее опустошение. Но проходит время, и рождается новый образ. Толчком становится необычный цвет волос незнакомки или рисунок ткани. Кукол делаю из пластика, заготовки обжигаю в обычной электрической печи, специально купленной, поскольку пластик токсичен.
Хобби трудоёмкое: на одну куколку уходит до 40 часов плюс 10 на шитьё одежды.
Куклы Светланы - гуттаперчевые: ручки, ножки у них сгибаются, головки поворачиваются, что даёт возможность придавать игрушкам различные позы. Мэри держит книгу, Соня уютно устроилась в креслице, у Анютки в руках мини-мишка, Герда восседает на плетёном сундучке, а Гриша уютно себя чувствует на "полу" витрины. Большинство кукол Светланы Кузнецовой живут в домах магнитогорцев, одна уехала в Ставрополь, другая поселилась в Великобритании.
На стенах зала органично "расположились" тильды - куклы, образы животных, сшитых по дизайну норвежской художницы Тони Финнангер. Первая тильда появилась в 1999 году, с тех пор стиль стал популярным направлением: игрушки используют как элемент дизайна, модный аксессуар. Длинноногие тильды не всегда худышки. Многие авторы создают пышнотелых дам. Личики мягких барышень и мордочки зверушек схематичны: близко посаженные чёрные глазки, маленький носик, иногда румянец. Это роднит творения Финнангер с примитивными куклами, которых лет сто назад мастерили для дочек русские крестьянки. Но стилистика тильд явно иноземная. Изделия норвежской художницы пользуются спросом у мастериц по всему миру. На Западе продают наборы, в котором есть и выкройки, и вся фурнитура для изготовления конкретной игрушки. Магнитогорские умелицы ткани и украшения подбирают самостоятельно, иногда поиск ленточки редкого оттенка выливается в многочасовое путешествие по городским магазинам рукоделия. Но работать по шаблону неинтересно.
Русифицированные тильды стилистически выдержаны, но бурная фантазия мастериц нашла выход в кукольных нарядах. Платья всех цветов радуги, фасоны - из позапрошлого века. Есть где разгуляться воображению и мастерству: многослойные юбочки с бесчисленными оборками и кружевами делают тильд желанными предметами интерьера.
В иной стилистике выполнены ангелочки. Несколько плоских куколок сшиты по одной выкройке, оригинальны лишь "небесные" облачения да лиц "необщее выраженье". Хотя, если приглядеться, глаза небесных защитников излучают доброту. Иное и представить трудно, ведь игрушки, как и красота, призваны спасти мир.