Символично, что нынешняя экспозиция идеологически продолжает первый показ. В 1980 году галерея была открыта работами передвижной выставки, в которую вошли полотна художников автономных республик РСФСР. К юбилею музей решил более масштабную задачу: из запасников выбрали живописные полотна художников союзных республик СССР.
Заказ сердца
Перед началом экскурсии куратор выставки, хранитель фонда живописи Лилия Филатова рассказала об активной культурной политике советского государства, направленной на просвещение национальных окраин. Многие живописцы братских республик прошли школу мастерства в высших художественных учебных заведениях СССР, в частности в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Живописный ликбез стал существенным вкладом в культуру регионов, привнёс новые краски в духовную жизнь союзных республик. Большинство художников до последних лет своей жизни вспоминали студенческую юность и оставались добрыми друзьями России. На выставке демонстрируются около 60-ти работ, созданных преимущественно в советскую эпоху. Многие полотна зрители увидят впервые. Раньше произведения, созданные в духе соцреализма, выставляли к знаковым датам: очередной годовщине Октябрьской революции или гражданской войны. Нынешние реалии диктуют иную выставочную тематику, отличную от прежних предпочтений.
Соцреализм в любых видах культуры и искусства был призван воспевать человека свободного, то есть социалистического труда. И залы галерей заполнялись огромными портретами чабанов, декхан, хлебопашцев. Правда, к подлинным произведениям живописи причисляли творения, отличавшиеся психологизмом, работы, позволявшие распознать характер прототипа. Соцзаказ, совпадающий с заказом сердца, порождал высокохудожественные творения, признанные знатоками и мэтрами живописи классикой жанра. К таковым можно отнести полотно художника из Туркмении Николая Червякова "Потрет рыбака Атирова". Лилия Филатова нашла редкую информацию о герое произведения, которая связывает Атирова с Магниткой. В своё время рыбак плавал на барже "Магнитогорск". Что касается самого художника, то мне посчастливилось встречаться с Николаем Терентьевичем. В телепрограммах Туркменского телевидения я рассказывала о его творчестве и даже имею в домашней галерее натюрморт его кисти. В Ашхабад он приехал в 1936 году, был призван на фронт, после войны окончил художественное училище имени Шота Руставели, стал активным участником выставок различного масштаба: от республиканских до международных. Живописец исколесил всю республику, создав портреты нефтяников, хлопкоробов, строителей.
Его рыбак - монументален. Могучие руки, привычные к тяжёлой работе, покоятся на коленях. "Говорящий" второй план отсылает к профессии Атирова: на голубом фоне то ли неба, то ли моря серебрятся гирлянды рыб.
Туркмения представлена ещё двумя работами народных художников СССР - "Луанда" Иззата Клычева и "Песня" Дурды Байрамова - и полотном Чарымурада Кулова "Хлопкоробки".
- В "Песне" видны признаки монументализма, - продолжает экскурсию Лилия Ивановна, - прежде всего, декоративное решение пространства, плоскостное изображение девушек в национальных платьях с характерными для Средней Азии серебряными украшениями. С Иззатом Клычевым вела переписку, уважала его как человека, прошедшего войну. Он возглавлял Союз художников Туркменистана, много путешествовал в составе делегаций знаменитых людей Страны Советов - пример приоритета системы, позволяющей простому человеку достичь социальных высот. Вероятно, пейзаж написан во время посещения столицы Анголы. Работа яркая, жизнерадостная.
Смелость в рамках соцреализма
Коллективный портрет "Красных командиров" Эмилбека Токталиева стилизован под старую фотографию. Работа иллюстрирует характерное для Киргизии романтическое отношение к гражданской войне. По богатому эфесу сабли можно предположить, что командир был представлен к наградному оружию ещё в первую мировую войну.
Пейзаж Суйутбека Торобекова "Старое кочевье" - одна из двух работ экспозиции, приобретённая галереей. Остальные полотна, отличившись на передвижных выставках, были подарены музеям страны. Горный пейзаж Киргизии с кругом коричневой земли на песчаном плато - след от юрты. По словам искусствоведа, очень современная работа.
Живописцам национальных рес-публик соцреализм позволял проявлять большую смелость, нежели их российским собратьям. Иллюстрация вольности - одна из объёмных работ экспозиции - "Любимый город" известного азербайджанского художника Тогрула Нариманбекова. Любимый для Тогрула город - Баку. В очертаниях зданий угадываются Девичья башня, пики минаретов - таким городской пейзаж видит девочка, стоящая на балконе мастерской.
- Это одна из эффектных работ монументалиста Нариманбекова, - подчёркивает Лилия Филатова. - Мать Тогрула - француженка, и в работе он явно "французит". Его произведения относят к фовизму - течению, для которого характерна работа чистым, контрастным цветом, крупными плоскостями. Палитра продумана: в цветовом круге красному цвету противостоит зелёный, голубому - жёлтый, и художник талантливо сочетает цветовую полярность. Полотно звучит мощно, воспевая великолепие жизни. В последние годы Нариманбеков жил и творил в Париже.
В "карнавальном" стиле создана картина национального праздника в работе Владимира Канделаки "Тбилиси. Праздничное шествие". Произведение не раз экспонировалось в залах галереи. При внимательном рассмотрении грандиозное действо парада распадается на множество сюжетов, занятных, иногда комичных мизансцен. Работа полна скепсиса, иронически подано помпезное шествие по случаю праздника урожая. В центре работы - циклопических размеров символы Страны Советов - серп и молот сжимают гигантские руки. Не меньших размеров и рог с вином, бутылки шампанского, папиросы "Казбек", "Боржоми", пачки чая. По проспекту "течёт" река из гранатов, арбузов, винограда.
Иными словами, осанна спета всем богатствам Грузии. Колонны демонстрантов - не помеха для хозяйских и праздничных хлопот обычных людей: маленький человечек сосредоточен на самогонном аппарате - гонит чачу, рядом мальчишки играют в пристенок. Простой народ отмечает праздник за импровизированным столом - на перевёрнутой огромной бочке. Соревнуются в ловкости парни, пытаясь добраться до вершины дерева. Одно из застолий венчает баранья лопатка - самую вкусную часть туши принято вручать тамаде. Лопатка уже обглодана и возвышается над столом подобно монументу. Нарушение реальных масштабов - главная идея произведения: в сопоставлении с обыденными заботами маленьких людей нивелирована грандиозность праздничной демонстрации.
Масштабность свершений
Азербайджан представлен индустриальными пейзажами: "Стальные шаги БАМа" Акрама Гасан-Заде и "Эстакада" Надира Касумова. Годы создания полотен - середина и конец 70-х годов - время возрождения творческих бригад художников, писателей, воспевающих грандиозные стройки социализма. Подчёркивая масштабность свершений человека труда, художники прибегают к приёму обратной гиперболы - уменьшают фигуры людей. В "Эстакаде" это едва различимая муравьиная группка на фоне нефтяных вышек Каспия. Такой же приём Касумов использует в полотне "На мирных полях Азербайджана", но в этой работе живописец воспел величие природы. Для передачи фактуры колхозных полей мастер использовал, кажется, всю палитру зелёного цвета. Алые, красные, жёлтые пятна - одежда женщин, затерявшихся среди малахитовых просторов родины. Знаковая для экспозиции работа Касумова размещена на афише выставки.
Таджикистан заявил о себе несколькими работами художников, из которых самый известный - Хушбат Хушватов: он был признанным мастером не только у себя на родине, творчество члена-корреспондента Российской академии художеств высоко ценили столичные мэтры. В пейзаже "Перегон" Хушватов рассказал о трудной и опасной работе чабанов. Через горную реку по узкому мосту пастухи перегоняют отару. Но сюжет всё же второстепенен, главное - гимн природе - заслоняющим небо горным громадам.
Грузинский живописец Джемал Мирзашвили - художник-постановщик кино. Мастер работал не только над сценографией фильмов, но и снимался в эпизодических ролях. Его работы несут яркий отпечаток кинематографа: вероятно, выставочные работы - это раскад-ровка будущих фильмов. "Прыжок через бурки" живописует национальную традицию, где победителем выходит парень, преодолевший наибольшее число расстеленных на земле бурок. "Дружок" рассказывает о работе дрессировщиков собак на полигоне.
Завершает экспозицию работа лауреата премии Ленинского комсомола Армении Карена Агамяна "Город. Утро", которая оказалась в галерее случайно. Спохватившись, чиновники захотели вернуть ценное полотно, но было поздно - его занесли в инвентарную книгу. Живопись философична: автор размышляет над рутиной обыденной жизни. Горожанин, погрузившись в газету, выискивает новую информацию, девушка с фигурой модели преодолевает ежедневный маршрут до работы. Идея повторяющейся повседневности поддержана художественным приёмом. На газетной полосе художник помещает уменьшенную копию сюжета картины. Лишь мальчик, восторженно скачущий с красным воздушным шаром, отрицает День сурка. Для ребёнка каждый день - праздник.
Это лишь беглый обзор юбилейной выставки, которая разделена по географическому принципу: работы художников Средней Азии и Кавказа экспонируются в одном зале. Второй - отдан произведениям мастеров Прибалтики, Украины, Молдавии, Белоруссии, рассказ о которых продолжим в следующей публикации.