Экспозиция «Моноживотипия» (+6) – третий творческий отчёт члена Союза художников России. Несколько слов о творческом пути Дениса Деменёва. Родился в селе Ягодное Курганской области. В 2006 году окончил факультет изобразительного искусства и дизайна МаГУ. Кандидат философских наук, доцент кафедры архитектуры и изобразительного искусства МГТУ имени Г. И. Носова. Преподаёт рисунок, живопись, скульптуру и другие дисциплины художественного цикла. В выставках различного уровня, включая международные, участвует со студенческих лет. Его произведения находятся в собраниях Магнитогорской картинной галереи, Ханты-Мансийского государственного художественного музея, частных коллекциях в России, Китае, Франции.
Завсегдатаи галереи помнят предыдущую экспозицию художника «Между чёрным и белым», состоявшуюся в 2016 году. Выставка отличалась разнообразием жанров, тематик, обращением к мифологическим образам и даже к сельским агрегатам, созданным с гиперреалистичной точностью. Нынешняя выставка построена по хронологическому принципу: представлены работы, выполненные автором в течение последних двух лет.
– Дефицит времени после рождения сына побудил Дениса Николаевича обратиться к экспериментам – монотипии, – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник отдела Ирина Терещенко. – Основой творческих поисков стали два этюда «Первой вологодской серии», выполненные в 2011 году, несколько «ягоднинских» этюдов и чистый картон с цветным и белым грунтами. Техника монотипии способствует спонтанной и потому оригинальной фиксации событий мира. Ранняя авторская работа может предстать в новом оригинальном прочтении. Так, из прежних этюдов родились новые серии: «Непотаённая», «Тёплая зимка», «Вторая первомайская серия». Поскольку отпечаток с оригинала не всегда устраивал автора, приходилось делать несколько оттисков или дописывать непропечатанные детали. Название выставки появилось столь же спонтанно, как и большинство работ. «Моноживотипия» объединяет иррациональность приёмов монотипии и доведение этюда до оптимальной целостности с помощью кисти и мастихина.
Сам художник подчеркнул, что один и тот же пейзаж, одна и та же композиция, отпечатанная на разном фоне, дают разную текстуру, фактуру, иное восприятие.
По сути, это эксперимент, репрезентация одной информации, которая ограничивается серией. В сложном произведении «Встреча» также использовал технику монотипии. Она экспонировалась на выставке «Осень». В триптих входят этюды – наброски к работе. Готовил полотно для грандиозной выставки к юбилею Победы, которую планировали организовать в Москве, но пандемия не позволила осуществить планы.
Серия «Непотаённая» – четыре пейзажа с церквушкой. Один и тот же сюжет, но схожесть можно угадать лишь по очертаниям религиозного строения. На одной доработка добавила фактурности, на другую – краска, испещренная кракелюрами, набросила флёр «седины», третья – отличается цветовой тональностью. Такой же эксперимент в серии «Тёплая зимка» создаёт другой эффект, напоминающий фотофиксацию одного и того же сюжета в разное время года. Искусствовед отнесла серии работ к творческим поискам, можно позиционировать и как мастер-класс возможностей монотипии.
В экспозиции немало пейзажей с изображением храмов, старых церквей, часовен, монастырей.
В своё время автор рассказывал о путешествиях по Архангельской области, Вологодчине. С этюдником он побывал в Ксенофонтовом, Кирилло-Белозёрском монастырях. Восхищение национальным достоянием, богатейшей духовной культурой народа передал в интерпретации этюда 2011 года «Спасо-Прилуцкий мужской монастырь». Архитектурные очертания строений на фоне нарочито графических очертаний облаков придают работе законченный вид.
В этом же ряду работа «Китеж». Город-легенда, который по преданию может увидеть тот, кто чист сердцем и душой, предстаёт в бело-голубой палитре. Купола церквей парят над озером Светлояр, и кажется, над гладью раздаётся колокольный звон.
– Кроме экспериментальных работ автор предлагает вниманию зрителя и традиционную живопись, – продолжает куратор Ирина Терещенко. – Здесь художник работает на белом и чёрном грунтах. Белая основа позволила в 2020 году трансформировать плотный пленэрный этюд 2019 года «Последний зной августа» в лёгкую интерьерную работу с одноимённым названием. Она появилась при содействии профессора, члена Союза художников и Союза дизайнеров России, заслуженного работника культуры РСФСР Бориса Гагарина. По словам Дениса Деменёва, в 2019 году Борис Григорьевич предложил несколько холстов и рам, которые позже пошли в дело и экспонируются на выставке.
Пейзажи завораживают особой теплотой, проникновенным отношением к природе, которая ассоциируется с деревенским детством художника. Место рождения стало источником вдохновения, которое вылилось в лирическое живописание цветущих верб, дорожки в лесу, знойного августа, ночных огоньков спящего села.
В экспозиции представлены два портрета – Владимира Высоцкого и Сергея Есенина. Выбор героев, вероятно, объясняется тем, что мироощущение поэтов отвечает духовным исканиям художника. Образ поэта выполнен с фотографической точностью в годы его разудалой юности с нарочитыми атрибутами «русскости» – в вышитой рубахе, с гармонью в руках. Яркая иллюстрация к строкам: «…Выходил к любимой, развернув тальянку». Художнику близка трагическая нота есенинской лирики, видимо, он соотносит себя с последним живописцем деревни, воспевающим созидательную идею коллективного труда.
Потрет Высоцкого трагичен – траурная палитра, едва узнаваемый жесткий профиль кумира молодежи 80-х. Философия поющего «нерва» эпохи созвучна многим людям постсоциалистического времени, среди которых и автор живописной работы.
На просьбу назвать лучшие полотна экспозиции, Денис Николаевич показал «Последний зной августа» и «Чаек», признавшись, что создавал их не в лучший период своей жизни. «Чайки» отличаются лёгкостью, мажорностью, будто стоишь на берегу, наслаждаясь свежестью морского бриза. По словам художника, основой стал этюд, сделанный во время путешествия в Архангельск. Дорабатывая полотно, дал волю фантазии.
Что касается нелёгкого времени, вспомним жизнеописания великих. Аркадий Рылов создавал картину «В голубом просторе» в суровых условиях послереволюционного Петрограда. «Работать становится трудно. Мысли заняты только тем, как бы съесть чего-нибудь… В кухне утром вода замерзала и в ведре, и в самоваре», – писал автор полотна, ставшего программным произведением советской пейзажной живописи. Оговорюсь, прямое сравнение с жизненными тяготами некорректно по отношению к творцам любых времён и эпох. Кто будет возражать против утверждения, что талант художника, не думающего о хлебе насущном, расцветает?
Августовский пейзаж, на первый взгляд, производит впечатление незаконченности. Однако белое, не тронутое краской полотно, воспринимаешь как небо, опрокинутое в водную гладь озера. Разглядывая картину летнего зноя в разгар морозной зимы, словно слышишь стрекот кузнечиков, чувствуешь терпкий запах берёзовых листьев.
В завершение экскурсии Ирина Терещенко подчеркнула, что авангардную провокацию, эксперименты с монотипией ещё можно повторить, но пейзажи Дениса Деменёва уникальны, как и всё творчество художника.