Прежде чем представить экспонаты выставки, несколько слов о самом проекте «УРАЛ-ГРАФО» (0+), в рамках которого экспонируются графические произведения отечественных и зарубежных художников. Биеннале-фестиваль знакомит зрителей с высоко-художественными образцами современного графического искусства во всём многообразии направлений, техник и манер, а также с творчеством ведущих мастеров отечественной и зарубежной графики.
В 2011 году художники Сергей Айнутдинов и Вячеслав Вишняков стали вдохновителями фестиваля в Екатеринбурге. Инициативу поддержали организаторы биеннале-фестиваля: министерство культуры Свердловской области, Российская академия художеств, Союз художников России. Задача проекта – объединить графиков нескольких поколений, применяющих различные творческие методы, в одном экспозиционном пространстве.
С каждым годом многоцелевой, сложный проект требовал различных форматов. Так, в рамках первого фестиваля состоялись выставки, экскурсии, круглые столы, встречи с художниками, мастер-классы. В выставках-номинациях «УРАЛ-ГРАФО-I» участвовали корифеи
отечественного искусства, народные и заслуженные художники России, члены Российской академии художеств, лауреаты Государственной премии России: Сергей Алимов, Виталий Волович, Николай Воронков, Иван Кириакиди, Владимир Наседкин и ряд других, не менее известных художников страны. Это придало проекту серьёзный художественный вес и эталонное звучание, стало творческим ориентиром для молодых художников.
Четвёртый фестиваль «УРАЛ-ГРАФО» посвятили памяти ушедшего в 2019 году Вячеслава Вишнякова – идеолога, организатора, составителя каталогов, активного участника трёх фестивалей. Нынешняя экспозиция продолжает традиции предыдущих биеннале. Организаторы стремятся к интерактивности между художниками и зрителями, показывают достижения современной графики, расширяют географию экспозиционного пространства, приглашая мастеров из разных городов и стран для создания постоянного художественно-информационного поля графики. Работы участников проекта пополняют музейные фонды графических произведений современных художников.
В 2020–2021 годах в «УРАЛ-ГРАФО» приняли участие более 300 мастеров из 78 городов и населённых пунктов России.
Зарубежные художники из Австралии, Германии, Украины представили на выставку около 1200 работ.
– С каждым годом фестиваль расширяет свои экспозиционные пространства, – открывая выставку, обращается к зрителям её куратор Анна Никитина. – В 2020–2021 годах в рамках фестиваля в разных городах страны прошли выставки различных форматов: персональные, групповые, выставки-номинации. С каждым годом проект охватывает всё новые территории. В этом году выставочными площадками стали Магнитогорск и Нижний Тагил.
В зале магнитогорской галереи экспонируется 51 работа художников из Екатеринбурга, Уфы, Твери, Великого Новгорода, Москвы, Серова и ещё множества городов и регионов страны. По словам Анны Никитиной, в галерею поступило 58 работ, но по техническим причинам пока невозможно разместить все произведения.
Одна из важнейших целей «УРАЛ-ГРАФО» – формирование коллекции графики из произведений, подаренных участниками фестиваля. Подарком для Магнитогорска стала не только экспозиция графики, но и безвозмездная передача работ в музейный фонд галереи. Сейчас в Нижнем Тагиле проходит выставка анимационной графики, которая также пополнит собрание музея.
– На сегодняшней выставке представлены произведения более чем в десяти графических техниках, – продолжает Анна Никитина. – Это большая удача – увидеть, каким художественным языком обладают авторы из одиннадцати областей России, Башкортостана, Красноярского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Алтайского края, Хакасии и Бурятии. В фестивале «УРАЛ-ГРАФО» участвуют и магниторские художницы Наталья Кожевникова и Лиана Бородецкая.
Профессионалы, познакомившись с экспозицией, отметили высочайший уровень графики. Заместитель председателя магнитогорского отделения ВТОО «Союз художников России» по междугородней выставочной деятельности, заслуженный работник культуры и искусства Челябинской области, участник третьего «УРАЛ-ГРАФО» Ринат Шарафутдинов подчеркнул, что выставки подобного масштаба в городе давно не было. Он отметил, что экспозиция даёт возможность познакомиться с мастерами, понять тенденцию развития современной графики: «Приятно, что все эти работы перейдут в фонд картинной галереи».
Член Союза художников России, график Олег Базылев, работавший в техниках линогравюры, офорта, акватинты, назвал выставку мощной, подчеркнув, что работы выполнены честно:
– В Магнитке очень мало графиков. Замечательные работы были у Вениамина Захарова-Холмского, Юрия Найды. Сильный офортист Николай Исаев, но сейчас он графикой не занимается. Если в живописи недоработки можно спрятать, то в графике это невозможно. Кажется, работа выполнена безупречно, но при печати мелкий недочёт может всё испортить.
Олег Степанович выделил цветной офорт Андрея Машанова «Сакс» и монотипию Петра Болюха «Вечные истины – вечные споры».
В экспозиции представлены произведения в техниках простого и цветного офорта, обычной и цветной обрезной ксилографии, линогравюры, автолитографии, шелкографии, гравюры на пластике, монотипии, традиционные и смешанные техники графики. В смешанной технике выполнена работа Андрея Вахрушева из Салехарда «Хозяин всех оленей». Понять произведение с нарочито детскими каракулями помог художник, заведующий кафедрой дизайна Института строительства, архитектуры и искусства МГТУ Андрей Григорьев:
– Это не каляки-маляки. Рога оленя при внимательном рассмотрении оказываются ветками деревьев. Не хочу защищать работу, но это специальная техника, и каждая линия несёт свою смысловую нагрузку. По моему ощущению, произведению не хватает цельности. Счастлив увидеть работу Виталия Воловича «Жабы и лебедь». Он – мог бог, в юности был покорён его работами по мотивам скандинавских саг, серией иллюстраций к произведениям Сервантеса. Удивительны, волшебны чёрно-белые листы Ксении Гурченковой: линогравюры из серии иллюстраций к комедии Шекспира «Двенадцатая ночь». В одной из работ особенно восхищает графика контраста лодок, мостов, выверенная композиция, необычный ракурс. И не нужно искать в художественных произведениях конкретику, это не фотография. Главное в графике – ощущение, ритм, эмоции, композиция, чувство техники.
Средневековая тематика в линогравюре Юлии Бычковой «Новая жизнь», иллюстрации к поэме Данте Алигьери, была оценена художником как скучная. Хотя, на мой взгляд, шрифтовая композиция и графические элементы органично скомпонованы.
Куратор выставки Анна Никитина восхищена шелкографией Сергея Айнутдинова «Весёлые приключения зайца Пуса» из серии эскизов персонажей к фильму по мотивам сказки Христова. Сергей Сагитович был щедр, преподнеся в дар галерее восемь листов серии.
Шелкография из серии «Лики старого Екатеринбурга» Вячеслава Вишнякова иллюстрирует утверждения Олега Базылева о высочайшей технике рисунка, которой обязан владеть художник-график. Городской пейзаж с изображением ворот парадного въезда на территорию усадьбы Расторгуева-Харитонова удивляет тонкими переходами света, геометрией рисунка, передачей фактурности разных поверхностей и материалов. Определение «ювелирности» техники в конкретном случае не способно в полной мере подчеркнуть высочайшее мастерство графика.
Прозрачны, легки, живописны акварельные пейзажи художников из Тюмени, Екатеринбурга, Ямало-Ненецкого автономного округа, Салехарда.
Четвёртый биеннале «УРАЛ-ГРАФО» – открытый проект. Для многих магнитогорских художников экспозиция графики станет побудительным мотивом для создания произведений, способных расширить информационное и географическое пространство фестиваля.