Воронежский театр "Шут" в рамках международного фестиваля театров кукол "Ковчег" показал Магнитке спектакль "Каштанка".
Поставил его Валентин Козловский, режиссер телевизионного сериала "Кадетство". Да и сам театр со стажем и традициями - ему 83 года.
Публика пестрая. Заядлые театралы рассматривают фотовыставку, рассуждают о вчерашнем спектакле:
- Начали весело, а потом интонация поменялась.
- Но ведь это было органично.
Вот болгарские актеры, похожие на Филиппа Киркорова. А японца не видно - говорят, уже уехал. И дети - их как никогда много, ведь будний день, три часа. Перед спектаклем ведут себя шумно, даже скомканная бумажка полетела на сцену. Учителя с ног сбиваются - драчунов рассадить, всех успокоить. Но взрослые относятся к детям с терпением. И вот штрих - на первом ряду "сползают" с кресел, чтоб тем было видней.
Перед спектаклем - инструктаж для ребят. Не просто "Выключите телефоны", а так: "Это нужно актерам, любой звук будет их отвлекать". И вот удивительно - ни одного "дзинь-дзинь" за два акта. Не просто - "Ведите себя тихо", а так - "Вы - магнитогорская публика, и воронежские артисты увезут с собой в город память о вас". Конечно, совсем молчать у детей не получалось - радостные и грустные возгласы были, но все по делу.
Искушенные зрители (старше двенадцати) знали сюжет чеховского рассказа, а вот неискушенные могли только догадываться. В антракте спрашиваю третьеклассника Гену Маслова из школы № 1, что же будет дальше.
- Думаю, Каштанка обретет счастье с новым хозяином и станет богатой, - отвечает.
Прогноз он делает, исходя из кинематографического голливудского опыта, - любит комедии. Последние фильмы, которые он посмотрел, "Эйс Вентура" и "Брюс Всемогущий". Он уже может проанализировать, чем спектакль отличается от кино - фильм можно остановить и пойти попить водички. А в театре - смотри от начала до конца, да еще внимательно, ведь перемотать не удастся. Хотя некоторые фразы в спектакле все время повторяются. "Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар", "насекомое существо и больше ничего", "великолепно пахнет клеем, лаком и стружками"… И это даже хорошо, потому что запоминаешь. А то, что узнаваемо - уже понятно и любимо.
А что касается спецэффектов - так и в театре, оказывается, они есть. Вот, например, рост Луки Александрыча то увеличивается, то уменьшается, в зависимости от количества выпитого. Даже попадает внутрь бутылки, обретает крылья и летает. А когда Каштанка вспоминала прошлое, то зрители - честное слово - видели вторую такую же Каштанку в глубине сцены. И вот чудеса - на маленькой сцене старый дом превращался то в комнату с верстаком, то в дом циркача, то в сам цирк.
А еще Гена сразу понял - это не комедия. Не убедили его ни смешные моменты, ни смех сверстников. Тут он прав: приглушенные тона, неяркое освещение, актеры - они же кукловоды - в почти одинаковой коричневой одежде атмосферу создают соответствующую...
Жаль, прибежали Генины друзья из буфета с целым ворохом конфет, и мы не договорили. А еще мне было жаль этих ребят, потому что я знала - скоро на сцене умрет гусь Иван Иваныч. Актер просто перестает управлять им, и он упадает, обмякнув, на руки хозяину. Когда это случилось, я оглянулась на зрительный зал - у некоторых детей по-чеховски "поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя". Такая вот прививка от равнодушия.
И Каштанка сделает свой неправильный выбор. Какой-нибудь "ихний Бетховен" непременно остался бы с хозяином, который его сытно кормит, и принялся бы зашибать деньги в цирке. Нашу Каштанку умом не понять, аршином общим не измерить. Так что воронежский театр - это вам не Голливуд. Круче.