Магнитогорец Егор Мазурок и Константин Денискин, который ныне живёт в Москве, но поддерживает связь с родной Магниткой, добились впечатляющих успехов в Конкурсе короткометражного кино Московского Художественного театра имени А. П. Чехова (18+). Оба конкурсанта представляли Школу кино и телевидения «Индустрия», где Егор Мазурок учится режиссуре, а Константин, выпускник режиссёрского факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС) – мастерской народного артиста РФ Леонида Хейфеца, осваивает профессию сценариста.
«Пушкин-225»
В Магнитогорском драматическом академическом театре имени А. С. Пушкина состоялась творческая встреча с триумфаторами, сопровождавшаяся показом фильмов-лауреатов. Егор Мазурок с фильмом «Гений чистой красоты» (16+) стал победителем в номинации «Идея», а Константин Денискин с фильмом «Пиф-паф» (16+) – сразу в двух номинациях: «Актёрский дуэт» и – что особенно важно – «Лучший фильм». Это даёт ему возможность снять короткометражную ленту по сценарию Паулины Андреевой с участием актёров Московского Художественного театра. Работа началась. В главной роли режиссёр Денискин хотел бы видеть Станислава Любшина – и уже благодаря этому мы можем предвкушать нечто неординарное. Настолько же, насколько неординарны конкурсные работы магнитогорских режиссёров.
Задача перед ними стояла непростая. В год 225-летия Александра Сергеевича Пушкина тема конкурса была предопределена – «Пушкин-225». Как воспринимают Солнце русской поэзии в третьем тысячелетии? На создание короткометражки об этом участникам отводилось семь недель. Причём хронометраж фильма должен был составлять 225 секунд. К слову, в прошлом году конкурс проходил под знаком 125-летия МХТ имени А. П. Чехова, и конкурсантам предстояло вписаться в 125 секунд. Однако не стоит думать, что на этот раз было легче. Сказать о Пушкине, о котором снято столько фильмов и написано столько исследований, нечто принципиально новое? А всё же тема неисчерпаема.
«Хронометраж держит в рамках и позволяет точно передать мысль в ёмкой, короткой форме», – отметил член жюри конкурса, народный артист России Игорь Верник.
Председатель оргкомитета резонансного творческого состязания, руководитель-директор МХТ, народный артист России Константин Хабенский подчёркнул: «Конкурс – это форма знакомства, форма начала дружбы Художественного театра, актёров Художественного театра и молодых ребят, которые только начинают заниматься уже непосредственно на практике кинематографом».
Где посмотреть?
Конкуренция у наших земляков была острой. На участие в конкурсе подано 193 заявки от студентов и выпускников не только Московских, но и Санкт-Петербургских киношкол ВГИК, СПбГИКиТ, Школа кино и телевидения «Индустрия», Московская школа нового кино, Институт кино НИУ ВШЭ, Московская школа кино, «Лендок» и Санкт-Петербургская школа нового кино. Попасть в шорт-лист – уже огромная честь, а победить – фантастика! На церемонии награждения градус волнения зашкаливал, признаются финалисты.
Общение с ними получилось неформальным и интересным, монологи режиссёров чередовались с вопросами из зала. Ведущей встречи и модератором беседы выступила актриса МАДТ имени А. С. Пушкина Александра Кохан. Её помощница Алёна передаёт микрофон желающим задать вопрос.
Меня в первую очередь интересует, где можно посмотреть маленькие киношедевры о Пушкине. Мы-то, участники встречи, их увидели, а как быть остальным? Воспользоваться интернетом: короткометражные фильмы – финалисты Конкурса короткометражного кино МХТ – размещены на мультимедийной платформе Wink (18+). Это касается лучших работ и этого года, и прошлого, когда состоялся первый Конкурс короткометражек МХТ. Начинание оказалось настолько успешным, что наверняка и в следующем году оно продолжится.
Поэзия и капучино
Несколько слов о фильмах, принёсших конкурсные награды нашим землякам. «Гений чистой красоты» Егора Мазурка – история любви робота-пылесоса и кофеварки. Как только он ни пытался привлечь её внимание, даже о стену бился – но всё тщетно. И лишь когда влюблённый читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье» (0+) – сначала в переводе на китайский, а затем и по-русски, – дама благосклонно реагирует на ухаживания. Как именно она это проявляет? Прерывает своё холодное безмолвие. Мигает всеми огоньками и варит чашечку кофе.
Кто-то скажет, что режиссёр пошёл по пути наименьшего сопротивления – людей-то в кадре нет. Но я с этим категорически не соглашусь. Чтобы зрители смотрели эту историю затаив дыхание, нужен был нестандартный подход. Егор Мазурок раскрыл некоторые секреты съёмочного процесса. Весомую роль в создании фильма «Гений чистой красоты» (вы оцените игру слов – речь-то о пылесосе!) сыграл виртуозный монтаж. Зрителям это незаметно, но иногда в кадре – ускоренная съёмка. А какая гармоничная, минималистичная и в то же время выразительная цветовая гамма! На мой взгляд, составляющие успеха фильма – нетривиальный подход, оригинальный сюжет и прекрасное воплощение той самой идеи, за которую фильм и отмечен в соответствующей номинации.
Пистолет, который «выстрелил»
Фильм «Пиф-паф» его режиссёр Константин Денискин задумал в соавторстве с актрисой Валерией Трунёвой, с которой Денис уже не в первый раз работает в творческом содружестве.
Если ружьё висит на стене, рано или поздно оно выстрелит. А если у вас завалялся пистолет?
– Так получилось, что после окончания ГИТИСа у меня дома оказался пистолет из реквизита какого-то спектакля. И я говорю: «Лера, давай придумаем историю про дуэльный пистолет Пушкина!» – говорит Константин.
Противостояние прапра…правнучки Дантеса и горничной российского отеля, где она остановилась, держит в напряжении с первой секунды до последней. Девушка делает уборку в номере и случайно разбивает бюст Дантеса. В это время по телевизору показывают сюжет о том, как оскорбила жителей России француженка, которая привезла в нашу страну дуэльный пистолет своего предка – именно из этого оружия был убит Пушкин.
Конфликт из-за пострадавшего бюста перерастает в эпическую битву двух фурий на зонте и пылесосе. Решающий перевес в баталии происходит благодаря тому Пушкина – тяжёлая книга может быть поистине несокрушимым аргументом. Но в финале русская девушка читает французской гостье стихи Александра Сергеевича, а та, полулёжа с компрессом на лбу, произносит с прононсом и характерным грассирующим «р»: «Это моё любимое стихотворение!» Таким образом, поэзия может служить не только поводом для ссоры, но и путём к примирению.
Год назад Виктория Трунёва снималась в короткометражке Денискина, представленной на Конкурс МХТ. Ролик «Прилёт чайки» (16+) также был показан на творческой встрече в драмтеатре – снят он с юмором, я бы даже сказала, чёрным юмором. Тогда покорить конкурсные вершины не получилось (ролик хорош, однако претендентов сотни, а номинаций всего пять), но это был интересный опыт. Возможно, он показал пути к победе в 2024 году.
Дублёр Дантеса
В дальнейшем Константин Денискин участвовать в этом конкурсе не планирует – главную награду он уже завоевал. К тому же съёмка фильмов, пусть и длящихся несколько минут, – процесс трудоёмкий и затратный. Пришлось арендовать съёмочные павильоны, в Москве это удовольствие не дешёвое, как и всё остальное. На вопрос о бюджете фильма он ответил: 140 тысяч рублей. Не удивительно, ведь Егору Мазурку его творение – заметим, не требовавшее оплаты актёрского труда – обошлось в 40 тысяч. Однако он не планирует останавливаться на достигнутом и готов попытать удачи снова.
Не могу не спросить Константина, сколько бюстов разбили на съёмках – и чей же он был. Вы же понимаете, дорогие читатели, в России Дантес не столь почитаем, чтобы кто-то горел желанием увековечить его в скульптуре. Режиссёр Денискин рассказал, что бюстов было два: один уже состоял из двух частей, второй падал, но не разбивался – за кадром его ловили на ткань.
Чей бюст, гадали всем залом. Показали-то его издалека. Ленин? Дзержинский? Ну точно не Пушкин… Ответ обескуражил. Лермонтов! Оказалось, у него наиболее близкое внешнее сходство с Дантесом. Михаила Юрьевича такое сравнение вряд ли порадовало бы, но согласитесь, есть нечто символическое в том, что Лермонтов помог создателям фильма отомстить Дантесу за Пушкина.
Любовь камеры
Разговором о конкурсных фильмах встреча не ограничилась. Зрители увидели и другие короткометражные ленты Константина Денискина и Егора Мазурка. В некоторых из них снимались актёры Магнитогорского академического драматического театра имени А. С. Пушкина.
Ближе к финалу встречи к Александре Кохан, Константину Денискину и Егору Мазурку на сцене присоединились актёры Лира Андреева (Лямкина), Сергей Меледин, Алёна Зубова и выпускник актёрского курса Надежды Лавровой в МаГК имени М. И. Глинки Михаил Купавцев. Они увлекательно и с юмором рассказали о своём опыте киносъёмок. Нотку серьёзности внёс Сергей Меледин, сделавший акцент на разной специфике работы в кино и в театре. Надо, чтобы камера любила артиста, и это лишь один из нюансов. Судя по представленным фильмам, у магнитогорских театральных актёров отношения с камерой сложились превосходно.