В Магнитогорском театре куклы и актёра «Буратино» состоялся бенефис заслуженного артиста России Александра Анкудинова в честь его 65-летия. Зрители увидели искромётную комедию с глубоким смыслом «Балаган» (16+) по пьесе американского драматурга Чарльза Мори в замечательном переводе Ольги Варшавер и Татьяны Тульчинской. Спектакль поставлен в «Буратино» весной 2019-го, в Год театра, заслуженным деятелем искусств России Натальей Корляковой.
Выбор бенефисного спектакля Александром Анкудиновым не случаен, и причины схожи с теми, что озвучивала в своё время режиссёр-постановщик: прекрасный и не заезженный драматический материал, а ещё «Балаган» – гимн театру. Спектакль стал жемчужиной «вечернего», «взрослого» репертуара «Буратино».
Одиннадцать персонажей спектакля – Александр Анкудинов перевоплотится в Ричфилда Хоксли, одного из главных героев, – представляют собой большую театральную семью. В ней, как и в каждой семье, есть тепло и взаимовыручка, и хотя порой случаются споры и ссоры, кто поймёт тебя лучше, чем собрат по сцене. Так и в «Буратино» – и сегодня, и в первые годы его существования, когда Виктор Шрайман, Марк Борнштейн и вся их команда творили настоящие чудеса, создавая новый, синтетический театр куклы и актёра, вошедший в учебники театральных училищ и вузов. Александр Анкудинов, Татьяна Акулова, Зинаида Бондаревская (Жданова) – актёры, творившие легенду. Ныне они не только передают традиции молодёжи, но и сами находятся на пике профессионального мастерства.
Ещё в юности работать в «Буратино» стало мечтой Александра Анкудинова.
Талантливый парень из посёлка Игра, что находится в Удмуртии, поступил в Свердловское театральное училище. Студентом работал в театре кукол, познакомился с бутафором Ларисой (сейчас она – помощник режиссёра в «Буратино»), ставшей его женой. В 1982 году Александр Григорьевич получил диплом артиста театра кукол, но остаться в региональной столице отказался. Ведь молодой талантливый актёр ездил на спектакли магнитогорского «Буратино» за 500 километров, мечтал именно об этом театре, гремевшем на всю страну. Главный режиссёр Виктор Шрайман взял Александра Анкудинова в труппу театра-легенды.
Кукольникам, привыкшим работать за ширмой, в «Буратино» приходилось осваивать мастерство драматических актёров, но Анкудинов этого не боялся. Помню Александра Григорьевича в роли доктора Симпсона в гениальном спектакле «Дом, который построил Свифт», вошедшем в золотой фонд российского театра. Автор пьесы Григорий Горин приехал на премьеру и был потрясён тем, как «буратиновцы» лучше всего сумели передать авторский замысел. Тем, кому посчастливилось видеть «Свифта» Шраймана, трудно принять фильм Марка Захарова, при всём уважении к этому замечательному режиссёру, так много шикарных кинолент снявшему на горинском материале.
Доктор Симпсон – прагматик, научившийся видеть мир по-новому, – близок к зрителям, выросшим на академическом театре и влюбившимся в театр экспериментальный. Каждая роль Анкудинова – это яркая актёрская работа. Лопахин в «Вишнёвом саде», Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании», генерал в «Игроке», Савельич в «Капитанской дочке». А уж кукольных ролей и вовсе несметное количество.
У «Буратино» были и трудные моменты. В годы безвременья, оставшись без постоянного художественного руководителя, театр выживал благодаря самоотверженности каждого, кто считал его домом. В их числе был и Александр Анкудинов, безгранично преданный «Буратино».
Александр Анкудинов пробовал себя и в других ипостасях – тамады, аниматора. Двенадцать лет комментировал хоккейные матчи и по сей день остаётся страстным болельщиком, а в 2014 году стал официальным голосом фигурного катания на XXII зимних Олимпийских играх в Сочи. Но его главное призвание – служение театру.
Александр Григорьевич безмерно талантлив и в актёрской ипостаси, и в режиссёрской.
В 1996 году он поставил к юбилею Людмилы Бреслер (Клюкиной) спектакль по пьесе Эдварда Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского». После успеха этой постановки Анкудинову предложили поставить «Аленький цветочек» в Магнитогорском театре оперы и балета. Потом были и другие детские музыкальные спектакли. Звёздной режиссёрской работой стал наполненный искромётным юмором спектакль «Муха-цокотуха» (6+), по сей день украшающий репертуар «Буратино». А ещё Александр Григорьевич поставил сказки «Волшебное кольцо» (6+) и «Хочу быть отважным» (6+). В его «копилке» – множество профессиональных наград и премий, а главная из них – любовь зрителей, не ослабевающая на протяжении уже почти четырёх десятилетий.
Александр Григорьевич реализовался и как педагог – вёл курс актёрского мастерства в Магнитогорской государственной консерватории. Словом, личность он яркая и многогранная. И главное в его жизни – Его величество театр. Так вернёмся же к комедии «Балаган», прекрасно сочетающейся с кредо Анкудинова – не развлекать публику, а заставлять думать.
Внутри спектакля существует ещё три постановки – «Тётка Чарлея», «Гамлет» и «Дракула».
Так что каждому из актёров приходится перевоплощаться и в своего героя, и в тех, кого он изображает на сцене. А какие только забавные недоразумения не происходят! То летучая мышь не летит, то кто-то перепутает свой выход, а бывает, и текст выдаст не из того спектакля… Экспрессивная Сюзанна Хантсмен (Ирина Барановская) – режиссёр «Тётки Чарлея» – превращает английскую гостиную в африканский водопой с экзотическими животными, у актёров голова кругом идёт от таких экспериментов, ещё бы обошлось без накладок. А когда теряется череп Йорика в «Гамлете», это чуть было не оборачивается для театра «Балаган» весьма неприятными последствиями. Но всё хорошо, что хорошо кончается. Зрители успевают и улыбнуться, и похохотать до слёз, буквально сползая с кресел, и уронить слезу уже всерьёз, загрустив, и снова улыбнуться в финале.
Актёрский ансамбль блистателен – и в «Буратино», и в «Балагане». Мэтр сцены Ричфилд Хоксли предан театру всей душой, как и сам Александр Анкудинов. То же можно сказать и о его Дейзи Коутс – заслуженной артистке России Татьяне Акуловой. Это очень трогательная пара, уже немолодая, но красивая, талантливая и обаятельная. Иногда они ведут себя, как большие дети, иногда – как умудрённые жизнью философы, и одно несомненно – их сердца навеки принадлежат «Балагану», маленькому театру в бывшем коровнике где-то в американской глубинке. И нельзя не согласиться с наблюдательной Дейзи: реакция публики зависит от того, насколько сегодня душно в зале.
В зале театра «Буратино» атмосфера была тёплая, но не жаркая.
Жаркой была реакция зрителей – бенефициант удостоился настоящего шквала оваций.
После спектакля его поздравляли с юбилеем торжественно и в то же время душевно. Необычно было то, что на сцену поздравить юбиляра вышла целая делегация медиков – разумеется, с пожеланием крепкого здоровья! От коллектива театра оперы и балета выступила с вокальным номером великолепная Лариса Цыпина. Драматический театр имени А. С. Пушкина подарил оригинальную песню Пьеро на мелодию из знаменитого советского фильма. «Буратиновцы» спели финальную песню из «Балагана» с переиначенным в честь Александра Григорьевича текстом – это было проникновенно до мурашек по коже. И, конечно же, были добрые слова и цветы от директора театра Сергея Смирнова.
«Объяснение в любви театру» – именно так известный американский драматург Чарльз Мори определил идею своей пьесы. «Объяснение в любви Александру Анкудинову» – именно так можно обозначить лейтмотив по-настоящему праздничного бенефиса ведущего артиста «Буратино», любимца публики, многогранно талантливого человека щедрой души.