Актриса Магнитогорского театра куклы и актёра «Буратино» Анна Зверева отметила юбилей. Красивая дата, в которую «жизнь только начинается», была в октябре. Встретились мы с Анной позже, когда шли премьерные спектакли «Снежной королевы» (6+). Вскоре после нашей беседы она преобразится в лапландку с шаманским бубном, которая скажет о Герде главные слова: «Я не могу сделать её сильнее, чем она сейчас». Это лейтмотив сказки Ханса Кристиана Андерсена, поставленной в «Буратино» заслуженным деятелем искусств России Натальей Корляковой (Томск), – нет в мире силы большей, чем сила любви слабой девочки, которую невозможно сломить.
Удивительно, как актрисе идёт этот шаманский колорит.
– Когда я в образе, моё лицо «подстраивается» под разные национальные типажи, – улыбается она. – В сарафане и кокошнике выгляжу русской деревенской женщиной, а в «Снежной королеве» я похожа на жительницу Крайнего Севера.
Анна не делит роли на большие и маленькие, в каждой выкладывается полностью, каждую проживает. Этому она училась у Леонида Голицына, затем у Виктора Шраймана.
Но сначала был театральный кружок в родном Актюбинске. Аня два года занималась у актрисы Ольги Павловой – но тогда это воспринималось близкими как преходящее подростковое увлечение. Девочка росла в обычной семье: отец работал электромонтажником, мама – экономистом. Вряд ли они прочили дочери актёрскую стезю – в трудные времена детям советуют не надеяться на покровительство капризной Мельпомены, а выбирать профессию, которая даст верный кусок хлеба.
Школу Анна Зверева заканчивала в Магнитогорске, куда переехала к старшей сестре, чтобы получить российский аттестат о среднем образовании. Одиннадцатиклассницей она пришла в театр-студию «Диалог». Играла там полгода, до смерти Леонида Голицына в 2005-м. Там девушку заметил первый главный режиссёр театра «Буратино» Виктор Шрайман (он как раз набирал актёрский курс в Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки) и предложил: «Если хотите, Аня, приходите, я посмотрю вас».
Так она стала студенткой Виктора Львовича, в 2007 году получила диплом МаГК по специальности «Актёр театра и кино». Третьекурсницей вместе с друзьями пришла в «Буратино» – во время новогодней кампании молодёжь всегда нужна. Анна Зверева играла Сову и Метель – да так и прикипела сердцем к Магнитогорскому театру куклы и актёра. В «Буратино» она служит 2006 года. Кстати, дебютная для Анны сказка «Маленькая Метель» (0+) – спектакль-долгожитель, который очаровывает уже не первое поколение мальчишек и девчонок. И в новогодней кампании 2024–2025 мы сможем в этом убедиться: спектакль будет восстановлен заслуженной артисткой России Татьяной Акуловой – с новыми декорациями, обновлённым актёрским составом. Будет интересно – в том числе тем, кто приходил на «Маленькую Метель» детсадовцем, а теперь приведёт на неё своих детей.
Наш «Буратино» называют легендарным не для красного словца – он вошёл в вузовские театральные учебники как пример новаторства в мире Мельпомены. Виктор Шрайман, Марк Борнштейн и их команда в 1973-м создали не кукольный театр, а театр куклы и актёра. Разница принципиальная. Шаблон «куколки – для детишек» был разорван в клочья. «Буратино» – театр синтетический, где мастерство кукловодов актёры совмещают с «живым планом». По сути – то же, что в «драме», плюс умение, не выходя из образа, управлять куклами разных типов – перчаточными, марионетками, ростовыми, тростевыми…
Анна Зверева не скрывает: переключаться с «живого плана» на куклу было непросто, помогли подсказки более опытных коллег. Приходила задолго до начала репетиций, чтобы поработать с куклой. И когда она оживает в руках, это чудо не только для зрителей, но и для самого актёра… А после снова приходится переключаться на «живой план» – и Анне это прекрасно удаётся. Одна из самых ярких в творческой биографии актрисы – Мари в комедии «Блэз» (16+), поставленном Натальей Корляковой. Несколько лет спектакль с французским колоритом не сходил с подмостков, а после была американка Сара Маккей в «Балагане» (16+) того же режиссёра (Наталья Григорьевна – давний друг театра «Буратино», в репертуаре несколько её спектаклей). Зверева органична в любом образе по обе стороны Атлантики.
Актёрская стезя – её призвание. Но почему бы не расширить творческий диапазон? В «Буратино» Анна работала ассистентом режиссёра, а прежде чем испытать себя в режиссуре, прошла курсы переподготовки в Саратове. Постоянные зрители высоко оценили сказки для бэби-театра, поставленные Анной Зверевой: «Шубка для зайки» (0+), «Как Маша поссорилась с подушкой» (0+). Особо хочется отметить премьеру прошлого сезона – спектакль «Гусёнок» (0+), по завершении капитального ремонта здания на Ручьёва, 7а «переехавший» вместе с «Буратино» из Левобережного Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе на правый берег.
А как она умеет нетривиально мыслить в качестве сценариста! Новые грани таланта Анна открыла в себе во время пандемии. Театр и дистанционное общение – совместимы? В экстремальной ситуации – да! Проект Анны Зверевой и Артёма Панкова «Гольф-стрим» (6+) набирал множество просмотров в социальной сети «ВКонтакте» (18+). Помните профессора Анатолия Гольфа и его брата – поэта Григория Гольфа, которые показывали интересные опыты и заодно веселили детей и их родителей? Герои этого цикла получили фамилию не случайно – они и были сделаны из пары полосатых гольфов.
Тогда же, во время пандемии, появился теневой проект «Кукла» (6+) о блокадном Ленинграде – Анна надеется, что рано или поздно удастся перенести его на сцену «Буратино» и показать «живьём».
Сегодня Анна задействована во всех спектаклях «Буратино». Роль Козы в постановке Натальи Красильниковой «Бах-бах-бах!» (6+) о Великой Отечественной войне принесла ей диплом областного театрального фестиваля «Сцена-2023» (18+) «За лучшую женскую роль второго плана». А на фестивале «Сцена-2024» (18+) отмечена роль Вирджинии, сыгранная Анной Зверевой в спектакле Юлии Экрот «Кентервильское привидение» (6+) по одноимённой повести (12+) Оскара Уайльда.
Значимое для Анны и всего театра событие уходящего года – сентябрьская поездка на Международный фестиваль-премию театров кукол «Имени Железкина» (18+) в Мытищи. Чтобы войти в число двенадцати финалистов и принять участие в событии такого уровня, «Буратино» надо было выдержать серьёзную конкуренцию.
Не первый год Анна Зверева сотрудничает с Магнитогорским концертным объединением. Это спектакли, задача которых – приобщение юных зрителей к миру музыки. Интересный проект – программа Анны Зверевой по рассказам Александра Раскина «Читакль. Когда папа был маленьким» (6+). В этой постановке звучат народные инструменты. «Читакль…» был показан на открытых площадках в День семьи, любви и верности и был тепло принят широким кругом магнитогорских зрителей.
Кроме того, вместе с Артёмом Панковым Анна поставила в концертном объединении зимнюю «Сказку о Чуди» (0+), знакомящую детвору с флейтой, ксилофоном и клавишными инструментами. Этот проект был реализован при поддержке благотворительного фонда «Металлург» и ориентирован на маленьких зрителей с ограниченными возможностями здоровья.
Ещё один талант Анны Зверевой – поэтический. Интерес к стихам у неё с детства, она и сама пишет замечательную лирику, – правда, пока показывает её только близким. Но как она умеет увидеть душу чужих стихов! Да, она великолепная актриса, но было бы невозможно прочесть поэтические строки настолько проникновенно без глубокого понимания текста. Весной Анна Зверева и директор концертного объединения, виртуоз классической гитары Роман Синицких выступили на общегородском литературно-музыкальном марафоне – Дне поэзии в академическом лицее, который ежегодно организует член Союза российских писателей, кандидат филологических наук, культурный деятель Татьяна Таянова. Представленная Анной и Романом композиция по «Реквиему» (16+) Анны Ахматовой стала для зрителей одним из главных впечатлений вечера.
Анна Зверева внесла свою лепту и в победу режиссёра Евгения Обатурова и команды концертного объединения в номинации «Поэзия Урала» Международного фестиваля «Видеостихия» (16+) – именно её как знатока магнитогорской поэзии попросили помочь с выбором стихотворения для создания видеоролика, и она посоветовала «Жёлтую подводную лодку» (16+) Александра Ерофеева…
Столько увлечений и талантов, а что же на первом месте? Думается мне, работа в «Буратино», куда её, кажется, привела сама судьба. Анну вдохновляет, что у её родного театра разноплановый репертуар – можно и повеселиться вместе с детьми, и поговорить с ними о высоком, сложном. А на вопрос, что для неё самое главное вне сцены, она не задумываясь отвечает:
– В жизни главное – любовь. Ко всему – к детям, к творчеству, к профессии. Без любви ничего не получится.