Магнитогорск уникален тем, что, будучи крупным промышленным центром, остаётся городом с особой культурной средой. Живя здесь, воспринимаешь это как данность. Но время от времени задумываешься: как в совсем ещё молодом городе сформировались мощные творческие силы? Магнитка стала огромным котлом, где сплавились воедино культурные традиции всей необъятной державы. Конечно, процессы эти были бы невозможны без личного вклада музыкантов, художников, литераторов, педагогов, всецело посвятивших себя служению искусству и воспитанию молодёжи. Среди таких знаковых фигур в истории города - Пётр Цокало.
Внук скрипача, сын нефтяника
Детство его прошло в Казахстане. Младший из трёх сыновей знатного нефтяника, лауреата Государственной премии, мальчик с малолетства увлёкся музыкой. Возможно, сыграло свою роль то, что дедушка был сельским скрипачом, а бабушка пела в церковном хоре. Отец Петра мечтал, что дети пойдут по его стопам, и убеждал, что нужна серьёзная профессия, а игре на балалайке можно посвящать досуг. Но для Петра музыка была его жизнью. В 60-е годы в Актюбинске, городе с 300 тысячами жителей, работало несколько десятков оркестров народных инструментов - и казахских, и русских. Пётр Цокало влюбился в балалайку. Занимался у Станислава Пешкова, воспитавшего плеяду известных музыкантов. Причём мальчишки-народники не прерывали занятий и летом - наоборот, это было самое наполненное музыкой время. Утром приходили к Станиславу Филипповичу на репетицию, после занятий вместе с ним дружной компанией шли на пляж, а затем вновь возвращались к инструментам.
Пётр Цокало стал солистом Оренбургского народного хора, много гастролировал. После выступления в столице ему дали золотую медаль ВДНХ СССР. Сегодня, вспоминая музыкальные успехи юности, он скромно говорит, что был не лучшим, а лишь одним из многих талантливых начинающих музыкантов.
Закончил Оренбургское музыкальное училище, затем поступил в Уфимскую академию искусств имени Загира Исмагилова. Учился в академии и одновременно преподавал в училище искусств, был заведующим секцией струнных инструментов, благо квалификация и опыт позволяли. Сложилась парадоксальная ситуация - когда приходилось вести методические заседания с участием профессоров, которым потом сдавал экзамены как студент.
Там же, в академии, познакомился с будущей супругой. Сблизило их совместное участие в конкурсе научных студенческих работ. Выступали дуэтом - Пётр играл на балалайке, а Татьяна аккомпанировала на фортепиано. Когда ноты слетели с пюпитра, Пётр успел, не прерывая игры, подхватить их и вернуть на место. Жюри, награждая дуэт за первое место, в шутку заметило: "Это ещё и за акробатическую составляющую номера".
Притяжение Магнитки
В Магнитогорск Петра Цокало пригласили Семён Эйдинов и Александр Якупов. Магнитогорская государственная консерватория имени М. И. Глинки стала родной. Пётр Александрович много лет возглавляет кафедру оркестровых народных инструментов - на этой должности трудно представить себе кого-либо ещё. А ведь он не только прекрасный руководитель, но и педагог, дирижёр, музыкант, аранжировщик… Как его на всё хватает? Наверное, творческий путь Петра Александровича - подтверждение простой истины: чем больше ты занят, тем больше успеваешь.
В 1997 году Петру Цокало было присвоено звание заслуженного артиста России. Почивать на лаврах ему не свойственно. К себе он строг и требователен - сцена и только сцена, а не звания и регалии, показывает, кто чего стоит. Концертные выступления для Петра Александровича - не только творческая самореализация, но и большая, нужная работа по воспитанию патриотизма, любви к родной культуре. В своё время вместе коллективом "Родные напевы", в котором играли педагоги, настоящие виртуозы, Пётр Цокало побывал в Америке. Парадоксально, но там публику не надо убеждать в том, какие удивительные инструменты - балалайка, домра, баян, ставшие символами России.
Коллектив "Родные напевы" оставил яркий след в культурной среде города и страны.
Главное дело жизни
Знаменитый оркестр русских народных инструментов "Калинушка", дело жизни Петра Цокало, ведёт свою историю с 24 марта 1986 года, когда состоялось первое выступление. Так что для Петра Александровича 2016 год - юбилейный вдвойне: "Калинушке" исполняется тридцать, серьёзная дата для музыкального коллектива. Юбилейный концерт состоится в декабре, подготовка к нему началась уже сейчас.
Пётр Цокало - человек удивительно разносторонний. Руководитель, пользующийся любовью и уважением коллег. Дирижёр широкого профиля, способный управлять не только коллективами, специализирующимися на народной музыке, но и оркестрами, исполняющими симфоническую классику: среди студентов Магнитогорской государственной консерватории - музыканты из Южной Кореи и Казахстана, которые в классе профессора Цокало обучались симфоническому дирижированию на произведениях великих русских композиторов.
Прекрасный педагог, воспитавший плеяду талантливых исполнителей-народников, он и сам является виртуозным инструменталистом, который не только играет на балалайке, но и в совершенстве знает русские народные инструменты.
О становлении Петра Александровича как вокалиста хочется сказать особо. В детстве пел в хоре, с тех пор в роли певца себя не представлял. Хотя отец-фронтовик и дядя, дошедший до Будапешта, любили, как племянник поёт под гитару песни военных лет. В память о них Пётр Цокало разработал программу "Музыкальные памятники войны". Песни той эпохи звучали в его авторской аранжировке в исполнении "Калинушки", а пел Пётр Токарев, солист театра оперы и балета. Программа оказалась востребованной - во многих школах города давали по два-три концерта, чтобы охватить всех учеников. За пять лет дали около семидесяти концертов. Токарев, плотно занятый в театре, не всегда мог в них участвовать. Именно Пётр Михайлович вдохновил художественного руководителя "Калинушки" петь перед публикой: "А ты пой душой!" У Петра Цокало это получилось. Уже потом в репертуаре "Калинушки" появились "хулиганские" номера, как их называет Пётр Александрович, - такие, как "Вдоль по Питерской".
Родниковая вода творчества
При всей беззаветной любви к русскому фольклору, у Петра Цокало разносторонние музыкальные вкусы. Любит и классику, и джаз, а в студенчестве играл в рок-группе. В курсе музыкальных процессов, происходящих в стране и в мире. И всё же порой ему, в стенах консерватории постоянно погружённому в стихию звуков, хочется тишины. И он уезжает на дачу - в домик, собственноручно выстроенный на садовом участке на берегу Урала, в садоводческом товариществе "Богатый остров", точнее, в том его районе, который в честь Петра Александровича называют Музыкальным.
Кстати, ещё одна грань таланта Петра Цокало - умение собственноручно обустраивать свой домашний очаг, своё "поместье", как называет дачу его четырёхлетняя внучка, приезжающая на лето из Перми. Работать на земле он умеет и любит с детства, в городе ему не хватает чувства гармонии, возникающего, когда стоишь на своей земле и ощущаешь себя частью огромного мира.
Радует и то, что с соседями сложились добрые товарищеские отношения. Отпраздновав юбилей, Пётр Цокало приехал в своё "поместье" и увидел, что к забору привязаны воздушные шары и прикреплён красиво оформленный плакат - "грамота" с трогательным поздравлением в стихах.
В свободное время, которое выпадает нечасто, Пётр Александрович любит посидеть с удочкой на берегу Урала - его привлекает "спортивная рыбалка". Пойманных окуней отпускает на волю. И подолгу смотрит, как течёт вода. Среди любимых цитат Петра Александровича - слова заслуженного работника РСФСР Валерии Гапеевой: "Приобщиться к народным истокам - это как испить глоток воды из родника". Не случайно ему так хорошо и спокойно на лоне природы, у живой воды. Голос речных струй - часть стихии, служение которой стало судьбой Петра Цокало. Стихии музыки.