Фарфорово-фаянсовые экспонаты родом из СССР. Статуэтки, вазы, изысканные сервизы из музейных фондов способны вызвать ностальгию у тех, кто взрослел в эпоху социализма. Караван слоников, Хозяйка Медной горы, девочка-узбечка с чайником вернут во времена, когда фарфоровые фигурки олицетворяли уют и семейный достаток.
- Советский фарфор занимает одну из ярких страниц в истории прикладного искусства России, - открывая экспозицию, рассказывает куратор выставки старший научный сотрудник картинной галереи Ольга Шадрина. - Несмотря на утилитарное назначение, фарфоровые и фаянсовые изделия обладали художественными достоинствами, отличались живописным и скульптурным оформлением и были доступны для семей со средним достатком.
В СССР хрупкую продукцию выпускали несколько десятков предприятий: знаменитый Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова - бывший Императорский, Дулёвский, Дмитровский, Гжельский. На Урале работало несколько производств, выпускающих фарфоровые и фаянсовые фигурки, посуду. Большая часть советских предприятий была создана на основе дореволюционных мануфактур, многие из которых имели мирную известность. Например, Дулёвский завод стал преемником знаменитейшего "Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова". Предприятие было крупнейшим в империи объединением с филиалами в Риге, Харьковском уезде, Ярославской, Калужской губерниях. Кузнецов считался крупнейшим производителем в Европе. Продукция кузнецовского завода встречалась не только в крестьянских, купеческих домах, но и дворянских усадьбах, дворцах. Сервизы и ювелирно исполненные изделия поставляли в Персию, Румынию, Турцию, Афганистан. Успех дела объяснялся широчайшим ассортиментом, учитывающим спрос всех сословий.
После революции заводы Кузнецова национализировали, читай, разорили. В 30-х годах одну из фабрик "Товарищества", что в Подмосковье, возродили. Посуда, скульптура, подарки и сувениры Дулёвского фарфорового завода украшали быт советских тружеников. Производством миниатюрных скульптур занимались более шести тысяч человек. Популярность заводу принесли известные художники-скульпторы, среди которых Ольга Богданова, Аста Бржезицкая, Евгения Гатилова, Нина Малышева, Галина Чечулина. В экспозиции Магнитогорской картинной галереи имеются работы крупнейшего мастера советской фарфоровой пластики, главного художника Дулёвского фарфорового завода Алексея Сотникова. Мастера причисляют к известным скульпторам-керамистам прошлого столетия. Его набор "Уточка" весьма скромен, а скульптурные композиции "Лодочка" и "Свинарка" необыкновенно реалистичны, точны в передаче характерных черт прототипов скульптурных образов. "Свинарку" можно назвать скульптурным вариантом агитационного плаката, воспевающим труд животноводов.
Дулёвские изделия "Хамелеон", "Театр", "Детство" выполнены рукой мастера советской фарфоровой пластики - народным художником России Евгенией Гатиловой. В течение 35 лет скульптор выпустила в свет огромное количество фарфорового народца. В фондах галереи хранится фигурка "Хамелеон" - трехмерная иллюстрация известного произведения Антона Чехова. Художник изобразила не одного, а двух жандармов, но подхалим Очумелов угадывается в облике старшего, более опытного полицейского. Миниатюрная композиция полна динамики, экспрессии. Реалистичность образов позволяет художнику передать комизм, гротесковость ситуации, высмеять черты приспособленческой натуры жандарма.
Фарфоровая скульптура Евгении Гатиловой "Театр" относится к началу творческого периода и в жизни художницы, и в работе завода. Произведение 1921 года настолько редкое, что встречается лишь в авторском каталоге мастера. Сценка изображает, скорее, балаган, ярмарочное представление кочующих артистов. Потешают народ арлекины, детишек забавляет дрессировщик с маленькой собачкой. В "Театре" угадывается рука мастера, сумевшего передать в хрупком материале мгновения жизни кочевых актёров.
Скульптор малой пластики Нина Малышева до конца дней работала на Дулёвском заводе. Художница создала галерею образов, впоследствии вошедших в золотой фонд советского фарфора: статуэтки "Маникюр", "Прогулка", "Песня дружбы". Отдельную тему составляет серия работ на тему дружбы народов: "Лезгинка", "Белорусский танец", "Танцующая узбечка", "Русская кадриль". В фонде Магнитогорской галереи хранятся несколько работ известного мастера, которые представлены на выставке: "Близнецы", "Лакомка", "Девочка-грибница", "Жок", "Красная шапочка и волк". Для работ Нины Малышевой характерна ювелирная проработка деталей, элементов одежды, портретных особенностей персонажей. Сюжетные многофигурные композиции близки к объёмным зарисовкам с натуры. Насыщенные, яркие краски костюмов национальных танцоров, сказочных героев создают позитивное настроение.
- Богато представлена продукция Гжельского фарфорового завода, - продолжает знакомить с экспозицией Ольга Шадрина. - Жанровые сценки, анималистические скульптуры, сине-белый олимпийский Мишка, выполненные Ниной Квитницкой, Людмилой Азаровой, Зинаидой Окуловой, способствовали развитию гжельской керамики в советское время. Оригинальные элементы росписи и неповторимое сочетание белого и ярко-синего цветов стали брендом предприятия, принесли гжели мировую известность.
На выставке представлены изделия фарфорового завода Челябинской области. Первую продукцию предприятие Южноуральска выпустило в 1963 году. Завод был отнесён ко второй категории, вероятно, поэтому большая часть товаров имела утилитарное назначение: чайные, столовые сервизы, вазы, подарочные блюда. Однако "бытовая" направленность заводских изделий не исключала полёта фантазии и творческого подхода при создании, например, сервизов. Объёмную пирамиду, составленную из пяти чайников, можно отнести к авторским произведениям малой пластики. Её создатель - главный художник предприятия времён социализма Владимир Орлов.
В технике бисквита с применением золочения выполнена абстрактная декоративная композиция Елены Щетинкиной "Художник и фарфоровый завод". Идею композиции понять трудно, но, судя по названию и сюрреалистическим формам, мастерам завода приходилось несладко в плане реализации творческого потенциала. Предприятие обанкротилось в 2008 году, на базе фарфорового производства создано керамическое, ориентированное на выпуск продукции для металлургов.
Внимание привлекает самая большая из музейной коллекции - фаянсовая скульптура "Лезгинка". Автор композиции - советский скульптор Исидор Фрих-Хара, творчество которого связано с Конаковским фаянсовым заводом. Судьба художника, годы жизни которого пришлись на первую мировую, революцию и гражданскую войну, полна героических и трагических моментов. Не имея профессионального образования, Исидор Фрих-Хара был удостоен звания заслуженного художника РСФСР. Успех пришёл в 1937 году, когда на Всемирной парижской выставке Фрих-Хар получил золотую медаль за скульптуру "Пушкин на диване". В скульптуре, представленной на выставке, чувствуется лубочное направление, но именно оно боле всего приближает творчество к народу. Характерный жест, поза танцора выражают столь неподдельную радость и веселье, что, кажется, слышишь зажигательную мелодию "Лезгинки".
Хрупкие экспонаты выставки представляют продукцию почти всех советских заводов. Миниатюрная скульптура, посуда, сувениры отражают историю Страны Советов. Истинные мастера и в рамках соцреализма ухитрялись создавать фарфоровые и фаянсовые изделия, которые ныне относят к высокохудожественным образцам малой пластики.