За пять сентябрьских дней десять городов Челябинской области услышали 16 концертных программ, основой которых стали церковные и духовные музыкальные произведения. В Магнитогорске фестиваль, организованный при личной поддержке губернатора региона Алексея Текслера, был представлен концертом государственной академической хоровой капеллы Республики Башкортостан имени Тагира Сайфуллина.
– Это очень крутой хоровой коллектив, востребованный во всём мире, их концертная программа расписана на много месяцев вперёд, – рассказывает директор Магнитогорского концертного объединения Роман Синицких, который и не скрывает, что буквально «выпросил» выступление уфимской капеллы в Магнитогорске, поскольку изначально коллектив, давший накануне концерт в Миассе, в Магнитогорск не собирался. – Последний раз коллектив был в Магнитке девять лет назад, это был потрясающий концерт, оставивший какие-то космические впечатления. И нашему городу очень повезло, что ребята вновь приехали к нам.
«Ребята» – это 56 человек, гастролирующие по региону и Челябинской области в большом автобусе. Во главе коллектива – художественный руководитель и главный дирижёр, лауреат Государственной молодёжной премии имени Ш. Бабича Алсу Хасбиуллина, ставшая третьим «предводителем» хоровой капеллы, которая появилась в столице Башкортостана в 1970 году, когда 12 апреля состоялся первый её концерт. Создателем и первым худруком и главным дирижёром коллектива стал Тагир Сайфуллин, именем которого и названа теперь капелла. В Уфу Тагира Сергеевича пригласили в 1969 году из Саратова, где он руководил академической хоровой капеллой Дворца культуры профсоюзов. Уфимская капелла получилась из ансамбля студентов Уфимского училища искусств, музыкально-педагогического училища и участников художественной самодеятельности. Закончил свою карьеру Тагир Сайфуллин в звании заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан и Российской Федерации, народного артиста Башкирии. Участницей Уфимской государственной академической хоровой капеллы в своё время была и Надежда Глушкова, ныне профессор кафедры академического пения Магнитогорской государственной консерватории. Надежда Николаевна признаётся: в своё время даже неплохо владела башкирским языком, поскольку с самого начала концертной деятельности капелла ставила главной своей задачей не только исполнение монументальных кантатно-ораториальных произведений, но и популяризацию башкирского народного искусства. Более того, Тагир Сергеевич ставил своей задачей популяризацию башкирской музыки среди современных композиторов, чтобы те отважились на написание башкирских монументальных кантатно-ораториальных произведений для хора.
– Обычно одно отделение было целиком посвящено именно башкирскому музыкальному искусству, а второе – классике, – говорит Надежда Глушкова, которая отмечает: просто не могла себе позволить не прийти на сегодняшний концерт и вновь окунуться в годы творчества уфимских капеллян. – Произведения серьёзные, невероятно сложные, наполненные и духовно, и эмоционально, и смыслово. К примеру, когда исполняли «Реквием» Моцарта, у нас была одна задача – не заплакать от переизбытка чувств.
Но вернёмся к международному фестивалю духовной музыки. Как ни странно, его старт связан не с областным центром и даже не со второй столицей Южного Урала: впервые мероприятие состоялось в 2016 году в Кыштыме, в храме Рождества Христова, под сводами которого перед публикой выступали южноуральские хоровые коллективы. Успех был столь большим, что фестиваль решили сделать ежегодным и распространить по всей Челябинской области. Более того, уже в будущем году он стал международным, ведь на Южный Урал приезжали музыканты из Казахстана, Украины и других стран. Ведь главная задача фестиваля – объединение певческого сообщества вокруг традиций русского церковного пения, трепетное отношение к православной музыкальной культуре, сохранение исторического и культурного наследия России. Гала-концерт, открывающий нынешний, пятый, фестиваль духовной музыки, состоялся традиционно в Кыштымском Христорождественском храме. В этот раз все участники духовного марафона, который его постоянные зрители назвали «Божественным пением», в связи с антиковидными ограничениями, исключительно российские. Магнитогорск на фестивале представляла государственная академическая капелла имени Эйдинова: в тот день, когда в нашем городе выступали уфимские коллеги, магнитогорские капелляне давали концерт в Златоусте.
Разумеется, основой выступления башкирских певцов была церковная музыка, написанная русскими классическими композиторами – дабы не разрушать цель и форму самого фестиваля. По словам художественного руководителя и главного дирижёра Уфимской государственной академической хоровой капеллы имени Тагира Сайфуллина, участие коллектива в подобных фестивалях, в том числе, помогает держать высокую профессиональную и творческую планку, заданную его создателем.
– Концерты фестиваля духовной музыки – и наша программа, которую представляем в Магнитогорске, и выступления наших коллег в других городах – это, не побоюсь казаться пафосной, возвышение души человеческой, – говорит Алсу Хасбиуллина. – Именно к этому призваны фестиваль и сама духовная музыка: чтобы душа смогла возвыситься над мирской суетой.
Однако, по словам Романа Синицких, он попросил капеллян разнообразить своё выступление, чтобы зрители могли оценить все грани таланта музыкантов. И Уфимская капелла пошла на это. Так, в первом – официальном – отделении прозвучала духовная музыка, затем – светские классические хоровые произведения, а «на десерт» капелла грянула произведения башкирских композиторов и фольклорные песни. И это была громкая и сильная точка концерта. Даже восклицательный знак.