Анонсы призывно зазывали: "Такое нельзя пропустить!
Главное танцевальное событие осени. 16 лучших танцоров России встретятся на одной сцене". И в этих словах не было преувеличения, ведь свой пятилетний юбилей центр танца "Dance People" отметил не дружескими посиделками и "междусобойчиком", а проведением масштабного Фестиваля уличной танцевальной культуры Dance People fest.
Немаловажное уточнение: центр танца "Dance People" основали участники первого, поистине культового состава коллектива "Оксфордские персики" во главе с Данилом Чернейкиным. "Dance People" организовал и провел нынешний праздник для всех поклонников современной танцевальной культуры. На фестивале собрались первоклассные танцоры из Казахстана, Челябинска, Екатеринбурга, Москвы, Магнитогорска, в рамках которого прошли танцевальные баттлы в номинациях: хип-хоп, хаус, и "танцор против музыки". Естественно, не обошлось без показательных номеров, с которыми выступила легендарная шоу-компания "Оксфордские персики", и их подрастающая смена - младший состав "Персиков". Надо сказать, что малыши эти - просто "бомба", по-настоящему "взорвали" зал. Кроме того, в качестве гостей свое мастерство показали шоу-команда из МаГУ "Bonus" под руководством Ильи Кожанова и команда dancehall "Mgn Unity" (руководитель - Екатерина Кошелева). Главным судьей на этом фестивале была Анна Дельцова из Москвы.
Признаться, глазам своим не поверила, когда увидела ее. Анна Дельцова одна из лучших танцоров России с весомым послужным списком побед и достижений. Яркая индивидуальность. Хореограф, обладающая своеобразным танцевальным "языком". Постановки коллектива"Jack's Garret", в котором Анна танцует, имеют поистине магическую силу - их видео с выступлениями можно смотреть бесконечное количество раз. Естественно, упустить возможность побеседовать с ней, я просто не могла.
- Анна, традиционный вопрос: каковы впечатления от прошедшего фестиваля? Как в целом вы оцениваете уровень участников?
- Начну с того, что для меня приезд в Магнитогорск оказался не только работой. Здесь я познакомилась с очень хорошими ребятами и замечательно провела время. Сразу скажу - уровень участников был достаточно высоким, а мне есть с чем сравнивать. Я много езжу по России, сужу конкурсы. Порой, бывая в том или ином городе, вижу, что не все люди понимают, в чем суть стиля, которым они занимаются и есть только пара человек, создающих атмосферу баттла, и соответственно кто-то из них выигрывает. К танцорам этого фестиваля, к ребятам, которые принимали участие в отборочных турах и финальных поединках - мои слова не относятся. В них была видна индивидуальность и характер каждого "считывался" отчетливо. Не могу не отметить прекрасную организацию фестиваля, в которой не увидела ни одного отрицательного момента. Удачно, на мой взгляд, было выбрано и место проведения (сцена театра куклы и актера "Буратино", - от Авт.). Зал был полностью заполненный зрителями, что создавало необходимую для танцора атмосферу: небольшое, камерное пространство, но много людей с положительной энергетикой.
- Среди балльников бытует выражение: "Все судьи попадают в ад", поскольку это весьма субъективный вид спорта. На Dance People fest вы были единственным судьей. Я видела, что иногда вы не могли сразу определиться с решением и просили ребят станцевать еще. Какими критериями, помимо профессионализма танцора, вы руководствовались в своем выборе лучшего?
- Некоторая субъективность, без сомнения, была, ведь я судила одна. Когда это делают три человека, и каждый оценивает по своим критериям, все происходит намного быстрее. Зато я была абсолютно беспристрастна ко всем танцорам по той причине, что видела их впервые. Меня не волновало кто чей друг, кто за кого болеет больше, кто меньше. Оценивала по основным критериям: первый - это индивидуальность танцора, насколько мне интересно смотреть на то, что делает человек. В хип-хопе, например, как и в бальных танцах, есть основные, базовые движения, а дальше танцор уже вправе добавлять свои элементы. Есть ребята, которые танцуют похоже друг на друга, а я люблю тех, кто "пишет" на ходу. Второй момент - адаптация к новой музыке, как человек подстраивается к музыкальному треку, как обыгрывает его, слышит ли акценты, меняет ли что-то в себе. Если кто-то из ребят, казалось бы, очень техничных, не показывал что-то новое для себя - это было минусом. А вот если я видела развитие танцора от тура к туру, не могла этого не оценить.
- Баттл "Танцор против музыки" был, пожалуй, наиболее зрелищным из всех, и самым горячо обсуждаемым среди зрителей. И это неудивительно, ведь в нём соревновалось пять сильнейших танцоров из разных городов. При очевидном мастерстве каждого как вы решали, кому отдать предпочтение?
- В баттлах большим фактором является везение, это такая рулетка, потому что музыка попадается разная. Но в этом и фишка - ты выходишь и не знаешь, что тебе включат. И зрителям, и судье - все равно, знаком тебе трек или нет, ты просто должен станцевать классно и интересно. И себя убедить, что ты можешь это сделать, вдохновиться "здесь и сейчас" и людей удивить. Участник из Уфы, который победил в этом соревновании, сумел свою технику брейкера очень грамотно переложить на музыку. И сделал он это не только с помощью интересных приемов, но и добавляя в выступление нестандартные для брейка вещи. Его попадание в музыку было стопроцентным, поэтому он и занял первое место. Вторым стал Кирилл Родионов из Магнитогорска, который тоже очень хорошо показал себя.
Мой личный принцип и в танцах, и в постановках, и в импровизациях - ориентироваться на музыку, которая играет. Я сама отношусь к тому типу танцоров, у которого на месте могут рождаться абсолютно новые вещи, прежде на репетициях не использовавшиеся.
- Однажды я поинтересовалась у питерского хореографа Марии Большаковой, как она относится к тому, что огромное количество девушек и женщин в нашей стране увлекается восточными танцами. На что получила ироничный ответ: "Лучше бы хороводы у березок водили. Это выглядело бы более органично". Вот интересно, Анна: насколько наша страна конкурентоспособна на танцевальном Олимпе в тех направлениях, родиной которых мы отнюдь не являемся. Мне, например, безумно нравится dancehall, но когда я вижу, как его танцуют афроамериканцы - с их природной грацией, пластикой и экспрессией, кажется, что хоть умри на тренировках, все равно, как у них - не получится.
- Развитие у нас началось, конечно, позже. Только с 2003-2005 годов люди начали интересоваться хип-хопом таким, какой он сейчас есть. Слава богу, уже появись хорошие педагоги. Они знают основы, они учились в Америке, ездят на баттлы. Вот прилетела я в Магнитогорск и вижу: не надо здесь людям ничего объяснять. А ведь было время, когда элементарными вещами танцоры не владели и спрашивали: "Почему я не прошел в следующий тур?". И для них откровением было услышать в ответ: "Потому, что ты танцуешь не хип-хоп".
В направлении dancehall сейчас работают хорошие ребята. Моя подруга-хореограф побывала на Ямайке и констатировала, что мы танцуем не хуже афроамериканцев. И вообще, наш dancehall - не просто на уровне, а есть очень много реально крутых танцоров. Так что не соглашусь с вами. Dancehall - то направление, которое в данный момент очень прогрессирует.
На самом деле, на европейскую сцену баттлов мы уже стали выходить. Понятное дело, что не все танцоры достигли такого уровня, чтобы представлять Россию, но наше время определенно пришло. У меня в этом году было удачное выступление: в феврале я стала финалисткой соревнований по уличным видам танца Juste Debout во Франции в экспериментальном стиле. То есть, по сути, представляла нашу страну. Честно говоря, не помню, чтобы кто-то из Москвы выступал на сцене Juste Debout в Париже именно в этом стиле. Ребята, танцующие хаус, локинг и поппинг там уже появлялись. А в experimental я была первопроходцем.
- Вы - педагог, профессиональный хореограф-постановщик, участник команды "Jack's Garret", художественный руководитель и преподаватель команды "Corn's Children", проводите мастер-классы, судите соревнования, сами участвуете в баттлах. У вас есть имя в танцевальном мире. Для многих вы наверняка являетесь кумиром, на которого им хотелось бы походить. А кто вызывает восхищение и "священный трепет" у вас?
- Я танцую разные направления: хип-хоп, хаус, dancehall, делаю постановки в стиле экспериментального танца. Если честно, у меня нет кумира, на которого я бы хотела быть похожим в танце. Мне хочется быть собой. Это самое лучшее, что может быть. Но среди педагогов я ценю многих. В хаусе крутыми педагогами считаются американцы Брайан Грин и Марджери Смарт. В хип-хопе это тоже Брайан Грин и много французских танцоров, которые работают в очень интересной и нестандартной манере. Выделить из них кого-то одного не могу, у меня большой список. Что касается экспериментальных постановок, то назову хореографа, у которого мечтала бы позаниматься. Это американец Уэйд Робсон. К слову, недавно я была на мастер-классе у Чарльза Бузана. Он тоже из Америки, танцует модерн и контемпорари. Я с этими стилями не очень знакома, но мне его занятия понравились просто безумно.
- А сами вы, когда начали заниматься танцами?
- Танцевала с самого детства. Но каким образом? По телевизору звучит музыка, я встаю и могу минут 20 под неё "колбаситься". Пробовали меня в нежном возрасте отдать на бальные танцы. Прозанималась я где-то полгода, на этом все и закончилось - партнера не было. Мой первый осознанный поход на танцы состоялся в 13 лет: в доме, где я жила, находился культурно-досуговый центр, и там можно было заниматься бесплатно. А педагогом была девушка всего на год старше меня, но с характером. С этого и началась моя танцевальная карьера (смеется). Через год стала заниматься в команде брейкеров. Потом два года танцевала в студии Street Jazz - этот коллектив был очень известен в России. Когда мой педагог из Street Jazz перестал работать, я оказалась на распутье: куда идти дальше? И так сложилась судьба, что меня пригласили преподавать в очень плохую школу. Я согласилась, потому что постоянно ищу для себя какие-то экстремальные ситуации (смеется). Занимались мы стилем R'n'B, если это так можно назвать.
Постепенно мы с моими знакомыми девочками начали создавать женский коллектив. Был у меня такой двухлетний период, когда мы пытались делать самостоятельные номера в стилистике уличных танцев. Потом этот коллектив развалился. И наступил период, когда я начала самостоятельно углубляться в те направления, которые танцую сейчас и заниматься постановками. Это произошло в танцевальной школе Model-357, в которую меня взяли. В ней я отработала 5 лет, и именно там познакомилась с ребятами, с которыми в 2008-м году мы создали коллектив Jack's Garret. И всё у нас пошло в гору. Я начала развиваться и расти. В 2010-м году окончила Московский государственный университет культуры и искусств по специальности: "Продюсирование и постановка пластико-хореографических программ. Год назад, в ноябре, мы открыли в Москве Школу танцев для детей - Чердак Джека. Ребят в ней пока не очень много, ходят в основном наши поклонники. В Jack's Garret у нас необычная ситуация. В другом бы коллективе все уже давно поссорились и разошлись, но это не наша история. Дело в том, что у нас нет одного руководителя или хореографа. В постановках участвуют все 9 человек. И номера придумываются совместно. У нас коллективное творчество, из-за чего порой мы сами и страдаем, потому что утверждение концепции номера может длиться бесконечно. Мы собираемся вместе и по нескольку часов обсуждаем, с чего начнется наш номер или о чем он будет (смеется). Это сложно, но именно поэтому у нашей команды сформировался свой особый стиль, который не спутаешь.