Эдуард Альбертович Медер – выпускник Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра и Красноярского государственного художественного института (кафедра художественного проектирования, мастерская синтеза пространственных искусств профессора Владимира Одношивкина). Председатель магнитогорского отделения ВТОО «Союз художников России» и регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры». Профессор кафедры дизайна, рисунка и живописи Международного института дизайна и сервиса (Челябинск). Более 22 лет, с 1994 года, проработал преподавателем худграфа МаГУ/МГТУ, был в числе первых педагогов кафедры художественного проектирования ХГФ.
Автор провёл двадцать персональных выставок с географией от Красноярска до Москвы, Санкт-Петербурга и Риги, является участником более сорока межрегиональных, всероссийских и международных выставок, награждён золотой и серебряной медалями «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России», дипломом Российской академии художеств. Выставка в картинной галерее стала для автора двадцать первой. Незадолго до этого, в конце 2023 года, прошла юбилейная, 20-я, в отделении «Урал–Сибирь–Дальний Восток» Российской академии художеств в Красноярске. Магнитогорские ценители живописи ждали выставки в МКГ более десяти лет – персональная выставка Эдуарда Медера проходила в городе в 2013 году. В экспозиции представлено пятьдесят работ, созданных автором в разные годы.
– Что-то было начато лет двадцать назад, какие-то новые, из поездок. Концептуальные вещи – это результат проектных размышлений, проектной подготовки, которая превращается в самостоятельные станковые работы, – рассказывает Эдуард Альбертович. – Это не тематическая выставка, это визитная карточка. Отобраны работы, которые не один год ездили по разным выставкам: от Красноярска до Москвы и Питера. Персональная выставка – это огромный труд, бывает, люди за всю жизнь делают не больше десяти. Картины иногда пишу не один месяц, а бывает, и не один год. Так что это долго и по времени, и по затратам – затратам не в смысле финансов, а смысле вложенных душевных сил.
В работах художник уделяет особое внимание свету и тени. Свет для Медера одинаково важен как в «реалистических» вещах – вполне традиционных пейзажах и натюрмортах, так и в полуфантастических абстракциях. Иногда реальность и абстракция пересекаются, как, например, в картине Hallelujah, посвящённой песне Леонарда Коэна. Сам Эдуард Альбертович не любит, когда на картины «приклеивают» жанровые ярлыки: пейзаж, натюрморт.
– Я не пишу пейзажи, я пишу интерпретацию окружающей меня реальности, иногда она выглядит как пейзажи на первый взгляд, – подчёркивает художник. – Это всё работы-размышления. Терпеть не могу слово пейзаж и вообще все эти жанровые обозначения – они как наклеенные стикеры, удобны для классификации, но не более того. Суть, настоящее содержание, они никогда не раскрывают, а иногда, наоборот, скрывают. Не нужно классификаций, все эти работы – это размышления о себе и о своём месте в мире и отображение окружающей реальности.
Дороги среди полей, блики утреннего солнца на глади ручья, отражения в воде, вершины, покрытые снегом, залитая солнцем улица, тенистая аллея, просыпающийся лес, а рядом – космические пространства, круги и линии, складывающиеся в причудливые геометрические узоры. Эдуард Медер подчёркивает: неотъемлемая часть работы – это её название. Подсказка к избитому вопросу: «Что хотел сказать автор?» «Технологический миф», «Бесконечная история», «Метаморфозы», «Возвращение», «Ночь в мастерской», «Странные путешествия» – всё это реальность, переосмысленная и воплощённая на холсте рукой мастера. Впрочем, что бы автор ни хотел сказать в своей работе, гораздо важнее то, что увидит в ней зритель. А настоящее волшебство – смотреть, как линии и штрихи обретают форму и смысл, складываясь в живописные образы. Познакомиться с мирами Эдуарда Медера магнитогорцы смогут до 10 марта.