На торжество по случаю открытия персональной выставки "Одно касание" Надежды Трахтенгерц собрались друзья, коллеги, ученики, собратья по мастеровому цеху.
Директор детской художественной школы Леонид Эслингер считает, что духовный и профессиональный рост всегда был присущ Надежде, в прошлом его ученице. Она член творческих объединений: профессионального Союза художников России и союза педагогов-художников.
Дело жизни Надежда выбрала ещё в детстве, отучившись в художественной школе. Образование продолжила в педагогическом вузе родного города, окончив художественно-графический факультет пединститута. За годы учёбы освоила различные техники и направления, отдав предпочтение художественному текстилю. Золотые руки мастерицы превращали шерсть, шёлк, хлопок и кожу в произведения искусства. Набор профессиональных умений по достоинству оценили в театре куклы и актера "Буратино", куда выпускницу вуза пригласили работать художником-бутафором.
С возвращением в альма-матер в качестве ассистента кафедры декоративно-прикладного искусства начинается формирование художника-педагога. А стажировка в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии открывает для неё новые творческие горизонты. После приезда из Северной столицы Надежда становится идейным вдохновителем создания мастерской художественной шелкографии. В начале "нулевых" Магнитогорский вуз стал вторым в стране, где обучали столь редкому виду творчества, как художественная печать на ткани.
Сейчас талант и знания Надежда передаёт подрастающему поколению в детской художественной школе. И оттачивает своё мастерство, работая в технике графики.
Художник-педагог прежде всего думает об учениках, забывая о себе.
- Радует, что Надежда Трахтенгерц продолжает развиваться как художник, - отмечает куратор выставки Ульяна Пустошинская. - Она отошла от прикладного искусства, отдав предпочтение акварели. Её пейзажи отличаются особой манерой исполнения, и в каждой работе чувствуется внутренний темперамент.
На выставке представлено более 30 акварельных листов и около десяти работ в технике художественной туши. Экспозиция "Одно касание" отражает название техники создания акварели. "В один присест" - так дословно с итальянского переводится термин а ля прима. "Одно касание" передаёт не детали, но впечатление. Пейзажи автора пронизаны воздухом и светом, ахроматичные работы создают ощущение зыбкости, неясности бытия, вызывая в памяти смутные видения прошлого.
В серии работ "Соловки. Между небом и землёй" преобладает сине-свинцовая палитра, что создаёт тягостное впечатление.
- Писала по воспоминаниям и этюдам, созданным во время путешествия на север страны летом прошлого года, - говорит художница. - Стремилась передать не исторический трагизм острова, а уникальность природы. Только представьте, к нам подплывали белуги с китятами! В работах хотелось передать не отголоски существования Соловецкого лагеря особого назначения, а культуру Поморья. Да, на Заяцком острове был острог, но там жили и трудились лучшие умы России.
Иной настрой и иная палитра в акварелях из серии "Грузия": яркая, солнечная, сочная, как застольные песни и терпкое вино южной страны.
- Работы навеяны впечатлениями от путешествия по Грузии, - продолжает художница. - Поразилась тому, насколько народ любит свою землю, хранит самобытность культуры, почитает историю рода: в каждом доме фотографии предков, старинное оружие. И, несмотря на бедность, люди искренне радуются жизни.
Другая атмосфера царит в работах серии "Французские каникулы". В акварелях старая Франция с каменными зданиями, узкими средневековыми улочками, из которых того и гляди появятся забияки-мушкетёры.
В отличие от впечатлений, которыми пронизаны акварели, графические листы, выполненные тушью и пером, "внимательны" к деталям. Серия иллюстраций к рассказам Исаака Бабеля была частью дипломной работы Надежды.
Иллюстрация к роману Патрика Зюскинда "Парфюмер" - это портрет главного героя. Автор экспозиции говорила о том огромном впечатлении, которое оказала книга. Её Жан-Батист Гренуй - это средневековый алхимик, окружённый ретортами, колбами, склянками, над которыми витают ароматы. Кажется, запахи проникли в мозг парфюмера, но его уникальный дар, доведённый природой до фантастических возможностей, приводит гения к трагедии.
- Когда ездила во Францию, побывала на парфюмерной фабрике, - продолжает Надежда Аркадьевна. - Гиды рассказали, что будущих специалистов с уникальными рецепторами выбирают среди
13-летних мальчиков. "Нюхачи" уходят на пенсию в 25-летнем возрасте - к этому времени обоняние атрофируется.
Импровизированная экскурсия, которую Надежда Аркадьевна провела для журналиста и читателей "Магнитогорского металла", завершилась. Настало время открытия выставки, работы которой представят талантливого, неординарного, одарённого художника.