Пока февраль неохотно уступает дорогу марту, давно сменившему его в календаре, а капели чередуются морозами, самое время ощутить послевкусие событий, которыми запомнилась нам ушедшая зима. Для посетителей киноклуба «P.S.» это не только показы редких и артхаусных фильмов, а также погружение в классику мирового кинематографа, но и знакомство с новыми именами. Магнитогорск вошёл в число немногих российских городов, где состоялся специальный показ высокой мелодрамы «Эра» (18+).
И особенно важно, что после показа зрители остались на творческую встречу с режиссёром Вениамином Илясовым, для которого эта лента стала дебютной полнометражной работой, и заслуженной артисткой России Марианной Шульц, для которой эта роль – тоже своего рода дебют. Марианна признаётся: для неё, известной широкому кинозрителю по острохарактерным ролям, мечта сыграть лирическую героиню казалась несбыточной. Ознакомившись со сценарием Вениамина Илясова, она сразу приняла его предложение сыграть Эру.
Просмотр фильма «Эра» и последующий разговор со зрителями – продолжение доброй традиции киноклуба «P.S.». Каждую среду идут показы, по окончании которых желающие остаются на обсуждение увиденного. Главным организатором, ведущей и модератором дискуссий выступает Татьяна Таянова – киновед, кандидат филологических наук, член Союза российских писателей. Поскольку Татьяна Александровна преподаёт литературу в академическом лицее, на фильмы она приглашает своих повзрослевших выпускников и нынешних старшеклассников (если позволяет возрастной ценз кинокартины) – и всегда интересно сопоставить восприятие старшего поколения и молодёжи. Постоянные зрители киноклуба «P.S.», благодаря подвижнической работе Татьяны Таяновой действующего уже полтора десятилетия, встречаются, как старые друзья – и в этот добрый дружеский круг может войти каждый.
Но бывают в киноклубе и совершенно особенные показы – с участием гостей издалека. Они становятся возможны благодаря человеческому участию и меценатской поддержке директора кинотеатра «Джаз-синема», помощника депутата Государственной Думы Российской Федерации Павла Крашенинникова Рафаэля Сайфумулюкова. Именно его Магнитка должна благодарить за встречу с режиссёром и исполнительницей главной роли фильма «Эра». Накануне единственного в Магнитогорске кинопоказа их фильма им удалось посмотреть город и побывать на спектакле «Снежная королева» (6+) в театре куклы и актёра «Буратино».
– Это великие актёры! Актёры, которые играют для детей, – это что-то невероятное для меня. Нет сложнее аудитории, чем дети! – эмоционально делится впечатлениями Марианна Шульц.
Она, выпускница курса Олега Табакова в Школе-студии МХАТ, как никто другой понимает, что в российской глубинке театрам приходится сложнее, чем в столице. Это в МХАТе «Синяя птица» (6+) идёт со времён Станиславского, а в провинции театрам приходится постоянно обновлять репертуар.
Марианна Викторовна – актриса широчайшего творческого диапазона. Кроме успехов на экране и театральных подмостков, она признанный мастер озвучивания – её голосом говорят героини Пенелопы Крус и Кейт Уинслетт во множестве кинолент, а также Мортиша Аддамс в анимационных фильмах «Семейка Аддамс» (2019, 12+) и «Семейка Аддамс: Горящий тур» (2021, 12+). Казалось бы, все творческие вершины покорены… Но главная роль в фильме «Эра» стала способом показать весь диапазон актёрского мастерства.
Для Вениамина Илясова путь в режиссуру был тернист и труден. Родился он в 1993 году в Республике Казахстан. В 2015 году окончил Московский государственный институт культуры и искусства (кафедра кино и ТВ) по специальности «режиссёр игровых и документальных фильмов», одновременно проходил курсы в школе кино «#Сеть». Совершить прорыв из мира короткометражек в мир полнометражных фильмов – это вопрос не столько творческой состоятельности, сколько поиска продюсеров, средств… Но шаг за шагом он шёл к своей цели.
Любовь к кино проявилась в Вениамине в детстве. Его сердце покорил серьёзный кинематограф:
– Я увидел первый фильм, который не должен был смотреть, лет в семь. «Три истории» (12+) Киры Муратовой. А позже, лет в девять, – «Заводной апельсин» (18+) Стэнли Кубрика. Да, там были шокирующие сцены, но это была магия. Я понял, к чему нужно стремиться. Чем раньше ты увидишь что-то искреннее, кровавое, настоящее, тем лучше. Мне никогда не был интересен «Буратино» и прочее. Кино – это же не только текст, не только история. Кино – это про ощущения. Главное – чтобы это не было чернухой. Чернуха – не приукрашенная реальность. Я постарался её приукрасить.
На вопрос, может ли хороший фильм быть снят без любви, режиссёр Илясов отвечает:
– Да, это будет коммерческое кино на один показ. Кино – это ведь тоже профессия.
Марианна Шульц возражает:
– Чем невыносимее обстоятельства съёмок, тем лучше получается картина. Когда все в любви, все обласканы, почему-то не происходит чуда.
Что касается фильма «Эра», в нём есть и жестокость, и магия – всё как в жизни. Но в жизни приукрашенной. Боль, беспросветность и в то же время стремление обрести любовь для Эры и её сына Андрея, не говорящего и прикованного к инвалидной коляске, контрастируют с красотой полуострова Тамань. Степь, море. Любимые Вениамином Илясовым сочетания цветов – красного, синего. Операторское мастерство Батыра Моргачёва таково, что оторваться от экрана невозможно.
Диагноз юноши не озвучивается намеренно. Для Вениамина Илясова было важно уйти от чрезмерной натуралистичности – и в то же время актёр Геннадий Блинов, готовясь к роли Андрея, встречался с людьми с ограниченными физическими возможностями, консультировался со специалистами. И когда видишь его на экране – веришь. А ведь ему, пожалуй, пришлось на экране сложнее остальных – непросто сыграть всю гамму чувств сыграть только лицом и глазами, без единого слова.
Да, социальные проблемы в этой истории достаточно остры – достаточно вспомнить сцену, где Эру, устроившуюся посудомойкой в кафе, прогоняют, когда она приходит на работу вместе с сыном. Однако внимание режиссёра заострено на психологии героев. А она передана настолько достоверно, что мурашки бегут по коже.
В актёрский ансамбль также вошли Фёдор Лавров, Жан Даниэль, Юлия Бружайте, Николай Ханжаров, Сейдулла Молдаханов и Лёля Кавалай-Аксёнова. Восемь актёров (неважно, кто из них признанная звезда, а кто – новое для киноиндустрии имя, важно, что каждый предельно органичен в создании образа своего героя). Бескрайняя степь, бескрайнее море, бескрайние боль и надежда…
Главная героиня настолько совмещает в себе силу и слабость, подвижничество и беспомощность, что наверняка немалая часть зрителей и особенно зрительниц отождествит её жизненные перипетии с собственными испытаниями. Кто-то чувствует досаду, вольно или невольно примеряя на себя её доверчивость и непрактичность. Кто-то восхищён её умением прощать – и тем самым прощаться с эпизодами прошлого, не позволяя им разрушать настоящее. И очень многие плачут вместе с Эрой в минуту её отчаяния.
У фильма россыпь наград на кинофестивалях 2024 года – победа в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшее визуальное решение» фестиваля молодого кино «Новое движение» (18+, Великий Новгород) и «Лучшая женская роль» (Марианна Шульц) кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард» (18+, Оренбург), специальный приз за лучшую режиссёрскую работу (Вениамин Илясов) XVI Международного кинофестиваля «Северный характер» (18+, Мурманск) и приз имени Ивановского киноклуба «Экран и ты» Международного фестиваля кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского» (18+, Иваново). Но не меньшая награда – слёзы зрителей и слова искренней благодарности, которые звучат после каждого показа.
За тему инвалидов берутся немногие режиссёры. Если нужен кассовый фильм, то хорошо бы человек, прикованный к коляске, был богат и не обременён теми трудностями, с какими сталкиваются обычные колясочники, и хорошо бы не только сострадать, но и юмора побольше… Франция, обожаемый во многих странах «1+1» (2011, 18+) – помните? Нет? Тогда рекомендую, действительно классный фильм. Но обеспеченным аристократам и в беде легче, чем беднякам. А если это как раз-таки малообеспеченная семья? Если это российская глухомань, если мать и её беспомощный взрослеющий сын остаются без помощи извне – возможна для них надежда? Где грань отчаяния, как на ней удержаться, не упав в пропасть, возможно ли это? Вениамин Илясов скорее задаёт вопросы, чем отвечает на них. Собственно, как и должно быть в настоящем искусстве.
Тем, кто был в раздумьях, идти ли, но нежелание погружаться в тяжёлую тему перевесило, хочется сказать: зря. Это горькая и в то же время добрая и светлая история. Не случайно после показа «Эры» и творческой встречи участники киноклуба «P.S.» разошлись не сразу. Спорили друг с другом, но сошлись в одном: к этому фильму непременно стоит вернуться, благо сегодня, при наличии множества цифровых платформ, это не проблема.
Слоган фильма: «Высокая мелодрама об узах крови и причудах любви» – не просто красивые слова. Это сама суть удивительной по глубине и многогранности киноленты «Эра».
Сейчас Вениамин Илясов работает над новым проектом. Сценарий следующего фильма написан. Завесу тайны режиссёр ещё не готов приоткрыть – значит, узнаем обо всём в своё время. Но можно уверенно сказать уже сейчас: кое в чём Вениамину придётся труднее. Если на «Эру», дебютную полнометражку молодого режиссёра, зрители шли без сверхожиданий – и были приятно удивлены, то теперь от Илясова ждут нового шедевра.
А чего ждём мы от киноклуба «P.S.»? Традиционных встреч по средам – встреч с кинематографом и единомышленниками. Кинообзоров Татьяны Таяновой, а также новостей, анонсов и обмена зрительскими впечатлениями в группе «P.S.» в социальной сети «ВКонтакте» (18+) https://vk.com/ps_cinema. А ещё Рафаэль Сайфумулюков обещает: скоро к нам приедет известный режиссёр Слава Росс. В 2011 году показ его фильма «Сибирь. Монамур» (18+) стал отправной точкой биографии магнитогорского киноклуба «P.S.». Год десятилетия клуба, 2021-й, ознаменовался повторным показом культовой ленты, сопровождаемым творческой встречей с режиссёром. Каким будет повод для новой встречи? Расскажем на страницах и на сайте «Магнитогорского металла» (16+).