30 и 31 октября в рамках Первого Всероссийского театрального фестиваля «Серёжа» (16+) состоится премьера спектакля МАДТ имени А. С. Пушкина «Клинч» (16+) по пьесе (16+) современного российского драматурга Алексея Слаповского в постановке Глеба Пускепалиса.
– Спектакль очень непростой, в нём заложено зерно страшных девяностых годов, – рассказывает режиссёр Глеб Пускепалис. – Я развиваю в нём режиссёрский замысел своего отца, который в 2004 году поставил «Клинч» в Национальном молодёжном театре в Уфе. Он шёл полгода, а потом новое руководство театра полностью обновило репертуар. Тогда сына играл актёр Игорь Панов, который впоследствии переехал в Магнитогорск. На каждый спектакль из Уфы будет приезжать известный музыкант Стас Никоненко. Он исполнит восемь песен, которые звучали в уфимском «Клинче» и произвели фурор. Задумавшись над музыкальным оформлением спектакля, я послушал эти композиции и понял, что они воспринимаются ещё актуальнее, чем в 2004 году. Мы чуть осовременили мысли, текст Алексея Слаповского в соответствии с сегодняшними реалиями. Жанр заявлен как психопатический боевик, но суть происходящего на сцене гораздо глубже, это трагедия того времени, когда можно было подойти на улице к человеку, ударить его, ограбить, убить. И особенно страшно, когда это становится обыденностью для многих. Главная задача в том, чтобы добрый, восприимчивый, неискушённый магнитогорский зритель после этого спектакля чётко для себя понимал, что такое хорошо, а что такое плохо. Без романтического налёта, без беса на плече.
Так что же такое «клинч»? На спортивном языке – момент в боксёрском поединке, когда противники, сцепившись, начинают использовать запрещённые приёмы и не в состоянии разойтись по разные стороны ринга без помощи арбитра.
В спектакле – клинч отношений между поколением next и людьми, родившимися в СССР.
У них разные понятия о жизни, любви, истине. Психологическая схватка героев – учителя словесности и его бывшей ученицы – выходит за границы реальности и превращается в метафизический поединок между прошлым и настоящим, правдой и ложью. Весь спектакль построен на жёстком контрасте: духовные ценности представителей старшего поколения противопоставляются жестокому миру молодёжи. И тем и другим ничего другого не остаётся, кроме как пребывать в перманентном состоянии клинча. Кто здесь жертва, а кто палач – решать зрителю.
– От работы над спектаклем получаю огромное удовольствие, – признаётся режиссёр. – От общения с актёрами, от осознания собственного профессионального роста и того, что делаю что-то хорошее и важное для своего любимого города Магнитогорска и его жителей.
«Клинч» – вневременная, внепространственная история. О том, что норма окончательно размыта и нужно искать её самостоятельно. Заявленный жанр «психопатический боевик» довольно условен, так как в «Клинче» присутствуют элементы трагикомедии, фарса, а местами сюжет отдаёт триллером. Сергей Пускепалис когда-то отметил что жанр «Клинча» – сама жизнь.
Премьера спектакля состоится на пике фестиваля «Серёжа» (16+), на котором Московский художественный театр имени А. П. Чехова, Московский художественный академический театр имени М. Горького и Российский государственный академический театр драмы имени
Ф. Волкова (Ярославль) представят спектакли, поставленные в разные годы Сергеем Пускепалисом. «Клинч» – спектакль-наследие. Сергей Витауто был главным режиссёром Магнитогорского драмтеатра с 2003 по 2007 год и поставил девять спектаклей. «Клинч» по его эскизам станет десятым.
– Сравнений с отцом не боюсь, – признаётся Глеб Пускепалис. – Он всегда будет умнее и мудрее меня. В основе постановки – его оригинальные театральные эскизы, но в моём переосмыслении.
Проект Всероссийского театрального фестиваля «Серёжа» стал победителем конкурса на грант главы Магнитогорска в сфере культуры и искусства «Вдохновение». Фестиваль, инициатором и организатором которого выступает Магнитогорский академический драматический театр имени Пушкина, посвящён памяти бывшего главного режиссёра театра, известного киноактёра, заслуженного артиста России Сергея Пускепалиса.
– Идея фестиваля – собрать спектакли, которые в своё время были поставлены Сергеем Пускепалисом и идут в тех театрах, где он их выпустил, – рассказывает директор МАДТ имени А. С. Пушкина Евгений Климов. – Мы являемся инициаторами этого, принимающей стороной, и было бы неправильно, если бы театр не прозвучал в рамках фестиваля, поэтому родилась идея дать второе рождение спектаклю «Клинч» и поставить его на магнитогорской сцене. Тем более что Глеб является продолжателем идей и мыслей своего отца. Рождаясь как фестивальный проект, «Клинч» затем войдёт в репертуарную афишу театра.
У директора МАДТ имени А. С. Пушкина есть мечта – чтобы «Серёжа» продолжил традиции легендарного фестиваля «Театр без границ», который проходил в Магнитогорске в 1993–2007 годах. Благодаря ему Магнитка на время становилась столицей театральной России.
Но это в перспективе, а прока ждём «Клинч»-2 – умную, нескучную и нефальшивую историю, которая заставит встряхнуться и по-новому оценить жизнь и тех, кто нас окружает.