Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С. Г. Эйдинова отмечает своё 80-летие на творческом взлёте. 26 декабря на сцене театра оперы и балета был представлен литературно-музыкальный спектакль «Запечатленный ангел» (12+) с участием Евгения Князева, ведущего актёра Московского театра имени Евгения Вахтангова, народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ, ректора Театрального института имени Бориса Щукина. Свободных мест в зале не осталось за неделю до события, которое живёт в памяти у всех, кому посчастливилось быть в тот день его участником или зрителем.
Не только Мессинг
Русская литургия для хора а cappella со свирелью (флейтой) Родиона Щедрина (12+) написана на канонические церковно-славянские тексты по мотивам святочного рассказа Николая Лескова и впервые была исполнена в 1988, в год тысячелетия Крещения Руси. Для художественного руководителя капеллы имени С. Г. Эйдинова Надежды Артемьевой было важно создать спектакль, в котором сочеталась бы музыка великого композитора, текст великого писателя – и достойное их воплощение. Потому у неё появилась мечта пригласить в Магнитку Евгения Князева. Миллионы россиян знают его благодаря ролям в кино и телесериалах,– пожалуй, самый известный из них – «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» (2009, 0+), и это лишь одна из 60 с лишним ярких ролей. Однако не менее значима его работа в театре Вахтангова, в легендарной «Щуке», наконец, в Совете при президенте Российской Федерации по культуре и искусству, где он обладает весомым авторитетом.
У Евгения Владимировича невероятно плотный график, однако он в круговороте предновогодних событий нашёл «окошко» для того, чтобы в первый – и, надеемся, не в последний – раз прилететь в Магнитку. У нашей капеллы и института имени Щукина давно сложилось продуктивное творческое сотрудничество. Для Надежды Артемьевой одно из ключевых направлений работы – литературно-музыкальные спектакли. Создавать их помогает доцент Театрального института имени Б. Щукина, журналист, музыкальный редактор капеллы Ольга Фёдорова, реализации проектов капеллы содействует заслуженный деятель искусств России, член Союза концертных организаций РФ Ирина Ткаченко. Они и замолвили Евгению Князеву доброе слово о магнитогорской капелле – а когда он ознакомился с отправленными ему видеороликами, был впечатлён высоким уровнем профессионализма коллектива. Состоявшийся спектакль – результат нескольких месяцев дистанционной работы, благодаря этому перед выходом «Запечатленного ангела» к публике оказалось достаточно двух дней репетиций.
Притяжение Магнитки
Утром 25 декабря Евгений Князев прилетел в Магнитогорск, и перед его первой «очной» встречей с капеллой мне и журналисту «Магнитогорского рабочего» (16+) Елене Павелиной удалось побеседовать с выдающимся актёром, педагогом, культурным деятелем и неординарным человеком.
Его приезд в Магнитку – счастливое для нас стечение обстоятельств. Он мог оказаться в эти дни на фестивале в Калининграде, да и в любой другой точке России, но притяжение Магнитки оказалось сильнее. Кстати, к нам он приехал из Курска, куда ездил с «Лебединым озером» (12+) – спектаклем, созданным с Дмитрием Юровским. Это и гениальная музыка Чайковского, и история о том, как она создавалась.
– Четыре дня жил в поезде, – говорит Евгений Князев, и по его улыбке понятно, что результат того стоил. – Зрители, которые окружили меня после спектакля, говорили с благодарностью: «Как здорово, что не было у нас сегодня никаких воздушных тревог, что вы приехали…» А за день до этого я был в Вологде, там была программа (12+) к 85-летию композитора Валерия Гаврилина…
Творческий багаж Евгения Князева включает программы (12+) по поэмам и повестям Пушкина, «Казанове» (16+) Марины Цветаевой, а совсем скоро в столичном концертном зале «Зарядье» состоится премьера «Рождественской истории» (12+) по Диккенсу…
– Мне это очень нравится! – признаётся Евгений Владимирович, великолепный чтец, которого слушают затаив дыхание и убелённые сединами ценители классики, и представители «поколения смартфонов».
Здесь и сейчас
«Запечатленного ангела» Евгений Князев готовил к постановке специально для Магнитогорска. Когда мы с коллегой завершим разговор с ним (рады бы и ещё пообщаться, но его уже ждут), Князев выйдет к собравшимся в репетиционном зале – и будет так же прост и интеллигентен, как в разговоре с журналистами, будет так же, как великолепные вокалисты капеллы имени С. Г. Эйдинова и блистательная флейтистка Анна Вальс, внимательно прислушиваться к пожеланиям художественного руководителя коллектива Надежды Артемьевой. Равный среди равных, как и должно быть. Только так и можно было создать удивительную гармонию звучания хора, флейты и голоса чтеца, чтобы сплав великой русской литературы и духовной хоровой музыки стал подлинным шедевром высокого искусства.
Спектакль «Запечатленный ангел» был чем-то большим, чем музыка и текст. Это было таинство молитвы, воспарение к высотам духа…
В группе Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы в социальной сети «ВКонтакте» (18+) https://vk.com/capella_mgn после поста о состоявшемся спектакле «Запечатленный ангел» не раз прозвучит вопрос, где можно посмотреть запись… Скажите, а разве рождественские чудеса возможно записать? Так и концертные программы капеллы – существуют здесь и сейчас, в живом исполнении.
«Театр и людей нужно воспитывать»
Да, интерес к хоровой музыке не назовёшь массовым, как и интерес к классике в целом. Чтобы он был, его надо взращивать. Тема, которую я затронула в диалоге с Евгением Князевым.
– Театр и людей нужно воспитывать. Иначе мы можем утратить всё, и культуру утратить… Что, человек рождается с любовью к искусству, к культуре, что ли? Ну редко, редко, гении, как Моцарт, который в трёхлетнем возрасте мог играть и сочинять. Это исключение. Мальчишка-первоклассник, которому с детства не давали слушать классическую музыку, скажет: «Зачем мне нужны ваши Чайковский и Моцарт». А ты знаешь их? А чтобы ребёнок их полюбил, нужно его воспитывать. Чтобы он становился лучше, взрослее, чтобы у него формировались мировоззрение, широта взглядов, чтобы он был яркой личностью, для этого он должен много над собой поработать. Сейчас и читают плохо. Когда-то была самая читающая страна, невозможно было купить, а сейчас книжные магазины полны. Нельзя сказать, что совсем не читают. Читают! Но чтобы была потребность… Её нет! А её надо развивать. Я родился в Туле, литературу вёл Игорь Алексеевич Светлов. Он брыл кусочек произведения к концу урока, дочитывал до интересного места – звонок. «Ну вот, не успели. Но вы тогда дома прочитайте, и завтра кто-то нам расскажет». И я пересказывал. Таким образом он развивал устную речь…
Мысль о том, что культуру и образование надо «насаждать», Евгений Владимирович высказывал во многих интервью, и с его логикой не поспорить
– У театра есть миссия вернуть молодёжь к литературе? – спрашиваю, чтобы перейти к теме русской классики на сцене театра Вахтангова. Но Евгений Князев возражает:
– Она должна быть у людей. У родителей. К сожалению, дети теперешние, которые учатся в школе, – это дети детей 90-х годов…
Классика и современность
– И всё же на спектакль «Война и мир» (16+), где вы играете Болконского-старшего, билеты раскуплены надолго вперёд.
– Да. Я вчера играл этот спектакль. Великое произведение! Оно очень созвучно сегодняшнему дню, и спектакль публике пришёлся по душе… Трудно это говорить, но в той же пьесе Островского «Без вины виноватые» (16+) есть фраза, что такое искусство и что такое ремесло. И вообще, актёр – это ремесленная профессия. И редко очень случается так, что доходит до уровня искусства. Это не шоу-спектакль развлекательный. Он идёт пять часов с двумя антрактами, и всё равно люди билеты покупают. И когда после каждого спектакля мы видим такой же наполненный зал, какой он был в начале, это вызывает гордость за театр, за актёров, за режиссёра, за русскую культуру. За нашего зрителя, которому это необходимо. Говорят, что публика – дура, ей что ни покажи, она всему будет рада. Это не так. Люди идут и смотрят «Войну и мир», и часто со слезами на глазах, и слёзы эти бывают – ну, очищения, если хотите, слёзы соприкосновения с чем-то высоким. Когда ты занят в таких спектаклях, понимаешь, что есть искусство театра, и ты какой-то частичкой с этим соприкоснулся.
Я вспомню эти слова днём позже, в финале «Запечатленного ангела», когда слёзы очищения будет невозможно – да и незачем – сдерживать, и все мы – на сцене, в партере, на балконе – будем словно осенены белыми ангельскими крыльями.
А пока интересуюсь:
– Если бы вы советовали приезжему в Москву, на что пойти в театр Вахтангова, это был бы спектакль «Война и мир» в первую очередь?
– Да вы что, у нас что ни спектакль, это яркие события. «Евгений Онегин» (16+), «Дядя Ваня» (16+), «Маскарад» (16+), «Улыбнись нам, Господи» (16+)… «Царь Эдип» (16+) идёт всего час сорок, но там такие мысли о человеке, о том, что за содеянное всегда последует наказание, что человек всегда будет расплачиваться. И мысли эти были высказаны Софоклом 25 веков назад! Ничего не поменялось.
Да, и по-прежнему всё главное мы видим и слышим «живьём», в неповторимые моменты встреч с истинным искусством. Поэтому – давайте радоваться возможности услышать нашу магнитогорскую капеллу, носящую имя подвижника культуры Семёна Григорьевича Эйдинова. Давайте ходить в театры – и местные, которыми можем по праву гордиться, и столичные, с участием замечательного и неповторимого Евгения Князева и не только. Давайте откроем сердца высокому, честному, настоящему – и тогда жизнь откроется нам по-новому.
«Начать с себя»
Чудеса случаются. Подтверждение тому – явление иконы, произошедшее в институте имени Щукина два десятилетия назад, в 2004-м, при ремонте здания 1937 года постройки.
– Когда снимали до оснований, до перекрытий полы и собирали мусор, рабочий поднял какую-то деревяшку, о штанину вытер – о, здесь что-то нарисовано. Слава Богу, был кто-то из наших и говорит: это же икона! – вспоминает Евгений Владимирович. – Как реставраторы нам сказали, она художественной ценности не представляет, но произошло явление иконы. Она столько лет пролежала… Моя версия: неподалёку была Церковь Николая Чудотворца «на Песках», её снесли. И плотник, который не совсем был атеистом, он просто идёт на работу – валяется икона. Он её поднял – святыня, куда бросать? Сунул под полу и, укладывая полы, положил её туда… И теперь эта икона Божией Матери «Знамение» стоит у меня в кабинете. Мы считаем что это наша спасительница, охранительница. К этим знакам надо относиться бережно, как и к «Запечатленному ангелу», который говорит: вера – никакую печать на ней не поставишь и ничем её не скроешь, до такой степени она сильна должна быть в человеке. Мне кажется, этим надо жить. Век наш слишком короток, а во что верить? В искусство, прежде всего в Бога, в Создателя. Я иногда смотрю на человека и думаю: как же он создан, как складно у него всё устроено, а мы, люди, разрушаем, ломаем себя, потом лечим себя… Поэтому и говорят: самое трудное искусство – это бороться с самим собой. Прежде чем кому-то предъявлять претензии, нужно начать с себя.
На прощание прошу Евгения Владимировича оставить автограф на буклете спектакля, и он пишет: «Хранит нас Ангел!»