Детской художественной школе Магнитогорска 29 октября исполнится 55 лет. Накануне юбилея её учащиеся расширили свои представления о творчестве выдающегося выпускника ДХШ Эдуарда Аниконова, посетив частную галерею другого выпускника школы – Валерия Гаранькова.
Валерий Сергеевич в 1970-е и начале 1980-х годов учился в ДХШ вместе с Аниконовым, затем окончил Магнитогорский горно-металлургический институт имени Г.И. Носова и в дальнейшем состоялся не только как деловой человек, но и творческая личность. Он поддерживает Аниконова в его турне и проектах, организовал галерею и мастерскую современного искусства, стал создателем интереснейших трактовок работ своего бывшего однокурсника, которые «оживают» в видеороликах благодаря цифровым технологиям.
В экспозиции Валерия Гаранькова предпочтение отдаётся произведениям современных мастеров искусства, но главное место здесь занимают работы Эдуарда Васильевича, который обучался в ДХШ в классе Галины Чурляевой и затем, после окончания Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра и Российской академии художеств имени И. Е. Репина, стал профессиональным графиком и живописцем.
Произведения Аниконова широко известны в России и за рубежом. Его выставки проходили в США, Австрии и Италии. В 2012 году он вошёл в «Топ-50 лучших молодых художников мира» по версии журнала Art Business News (16+). В журнале Fine Art (16+) он был назван «ведущей фигурой постиндустриального модернизма, машинного метафоризма, структурализма, экстраполирующего веяния советской школы и соцреализма».
Столь высокая оценка художнику была дана за серию работ «Империя механизмов», которая была выполнена в 2007 году на территории Магнитогорского металлургического комбината в рамках американского проекта Carnivora (12+), демонстрирующего энергию машин.
В галерее Гаранькова вниманию учеников художественной школы были предложены оригиналы работ Аниконова и жикле – распечатанные на холстах масштабные изображения подлинников с их цифровых носителей, которые в мастерской Валерия Гаранькова выполняются в точном соответствии с авторскими правами художника.
Жикле является продуктом новой технологии в арт-индустрии, позволяющей безукоризненно передать красочную гамму произведения и не допускающей бликов, характерных при восприятии картины, выполненной масляными красками.
Посетители галереи Валерия Гаранькова увидели серию картин, созданных на индустриальную тему и ранее показанных в Магнитогорской картинной галерее, на выставках в США, представленных в разделе «Индустриальная галерея» на сайте ММК (16+).
В экспозицию включён брутальный образ металлурга, жадно утоляющего жажду в раскалённой атмосфере цеха. Картина «Жажда», меняющая освещение благодаря цифровой технологии по замыслу Валерия Гаранькова, демонстрировалась перед началом совещаний на ММК и размещалась на экране здания заводоуправления, а «Золотая жажда» в 2014 году приняла участие в интернет-проекте компании See.me и по итогам народного голосования демонстрировалась в Нью-Йорке на Таймс-сквер, в центральной части Манхэттена. Образ этого же металлурга Валерий Гараньков разместил в серии плакатов экологического и социального содержания «За чистую воду!» (12+) и «Человек труда» (12+), в которых содержатся призывы создавать достойные условия жизни людей и утверждается ценность тружеников производства.
В галерее Валерия Гаранькова имеются и другие произведения из цикла «Империя механизмов» (12+). Так, в картинах «Механизм 1» и «Механизм 3» показаны валки и устройства, приводящие в движение стан «2500» горячей прокатки, который выпускает стальные листы для промышленности. В серии этих полотен изображён мир титанических агрегатов, могучих железных монстров, которые, при всей своей внешней невзрачности, становятся надёжными помощниками человека, исполняющими его неуклонную волю. В таких работах можно почувствовать суровую и грубую красоту тяжёлого производства, рациональную логику конструктивно организованного пространства. Знакомство с данной серией произведений Эдуарда Аниконова позволило ученикам художественной школы ощутить его невероятную энергию и творческий темперамент, который облекается в лаконичную и ясную форму, сбалансированное соотношение линий и пятен, цвета и света.
В экспозиции Валерия Гаранькова представлены очень разные работы художника – пленительные женские образы, поэтичные пейзажи, картины с изображением стихии огня в фаер-шоу, портрет известного хоккеиста Евгения Малкина с автографом обладателя кубка Стэнли и тёплыми пожеланиями в адрес Эдуарда Аниконова. Среди прочих работ взгляд посетителей галереи неизменно притягивает диптих «Время без имени» – картины-метафоры.
Ошеломляющее впечатление на учеников произвели видеоролики с показом работ Аниконова в цифровом формате, в которых, в соответствии с замыслом Валерия Гаранькова, композиции картин приходят в движение. Так, в диптихе «Время без имени» фигуры и стрелки часов под мистическую музыку начинают двигаться в фосфорических всполохах судьбы, затем на фигуры наползает волна необратимых перемен, движение стрелок циферблата часов закручивается в бесконечную спираль времени, растворяющего хрупкую жизнь человека во Вселенной и открывающего нечто новое. Воплотить эту концепцию, наполняющую работы Аниконова более глубоким смыслом, Валерию Гаранькову помог Алексей Апушев.
Встреча была интересной и познавательной для юных мастеров искусства. Они получили импульс к дальнейшей работе.
В конце экскурсии Валерий Гараньков посоветовал ученикам детской художественной школы сформировать свой внутренний стержень, пожелал им не растерять себя и раскрыть свои силы в плодотворном творчестве, ведь искусство – это вечный оплот для любого полноценного сотрудничества.
Светлана Амельченко,
преподаватель истории искусств
детской художественной школы Магнитогорска