Московский академический театр сатиры дважды, 4 и 5 ноября, показал на сцене Магнитогорского академического драматического театра имени А. С. Пушкина фантазию по мотивам знаменитой поэмы (12+) Александра Твардовского «Василий Тёркин» (12+). Причём в фойе театра расположилась выставка детских рисунков, посвящённых России, а в День народного единства перед началом спектакля с песнями военных лет выступили артисты Магнитогорского концертного объединения. Это масштабное культурное событие впечатлило и зрителей старшего поколения, и молодёжь. У высокого искусства нет границ!
Старожилы уже и не вспомнят, когда в последний раз прославленный московский театральный коллектив был в нашем городе. Гастроли легендарного Театра сатиры в Магнитке стали возможны благодаря меценатской инициативе Магнитогорской торгово-промышленной палаты Германа Запьянцева. Прошлой осенью председатель МТПП Герман Запьянцев в столице он увидел «Василия Тёркина» – и был потрясён. Тогда у Германа Ивановича и появилось желание показать спектакль землякам. И при содействии драмтеатра имени А. С. Пушкина начались переговоры, увенчавшиеся успехом.
«Василия Тёркина» без преувеличения можно назвать культовой постановкой. Премьера «Тёркина», в вахтанговских традициях поставленного в Театре сатиры Андреем Крупником, состоялась в 1973 году. Ныне с оглушительным успехом идёт версия, восстановленная Альбертом Хасиевым, который бережно отнёсся к знаменитому спектаклю, но создал современную, а точнее, вневременную панораму, причём – минималистичными, но очень выразительными средствами. Её мы и увидели в минувшие выходные.
В День народного единства перед магнитогорской публикой выступили директор МАДТ имени А. С. Пушкина Евгений Климов, председатель МТПП Герман Запьянцев и администратор гастрольного отдела Театра сатиры Алексей Садовский. А потом началось действо, которое вместило в полтора часа путь советского народа к Победе в Великой Отечественной войне.
Сам Твардовский в тексте поэмы прямо указывает на то, что Василий Тёркин – образ собирательный. И режиссёр Андрей Крупник трактовал это буквально (решение нетривиальное, но действенное): на сцене пятеро Тёркиных, среди которых есть и зрелый мужчина, и молоденький очкарик-интеллигент, и музыкант… Несколько типажей, которые объединяет сила духа – без неё неунывающий оптимизм просто-напросто невозможен. Потому и соединяются эти пятеро в образ воина – не великого героя, не богатыря, а простого русского парня, который не претендует на орден, а «согласен на медаль» – чтобы после войны было что показать девчонкам.
Девушки в спектакле – не просто хор, иллюстрирующий происходящее песнями, но каждая – индивидуальный типаж, а вместе они рисуют многогранный образ русской женщины. В их исполнении трогает до слёз вальс «На сопках Маньчжурии». Совершенно не возникает вопроса, почему звучит плач по убитым на русско-японской войне, когда речь о Великой Отечественной. Войны идут во все времена. И нет в России поколения, не хоронившего своих героев. Не всем дано увидеть мир после войны…
Когда бойцы вспоминают о довоенной жизни и мечтают о послевоенной, становится заметно, как молоды эти ребята, превращённые шинелями и пылью дорог в бойцов без возраста. И какой же они выдают зажигательный танец!
И уж конечно, такой парень как Василий Тёркин не сможет сдаться Смерти, и она будет вынуждена отступить. Все мы об этом помним, поскольку читали поэму Твардовского в школьные годы. Но многие ли перечитывают её взрослыми? Спектакль Театра сатиры побуждает снова открыть книгу, помогавшую солдатам Великой Отечественной держаться в нечеловечески тяжёлых условиях.
Особо хочется отметить оригинальность декораций. Несколько балок становятся лежанками в землянках, скамьёй военного грузовика, носилками, крыльями немецкого самолёта. И звучат взрывы. В записи, конечно, но в какой-то момент становится по-настоящему не по себе…
Но голос Тёркина: «Я солдат ещё живой!» – возвращает надежду. Пока ты на этом свете, незачем торопиться на тот, как бы ни хотелось отдохнуть. Пока ты жив, всё впереди. Такие, как Василий Тёркин, есть во все эпохи. Весельчаки, балагуры, трудяги, верные, надёжные друзья. На них и стоит Россия.