Осень в Магнитогорске – благодатное время для любителей театра. Ценителей театра серьёзного сезон 2021–2020 радует особенно – тем, что репертуарная политика магнитогорской «драмы» сегодня ориентирована не только на «лёгкие» постановки для широкой публики, но и на спектакли для взыскательных, думающих зрителей, которых в Магнитке тоже немало.
Вспомним традиции нашего рабочего (что не означает не театрального) города – первостроители, позже – труженики тыла после тяжёлого рабочего дня шли на спектакли. А в «лихие» девяностые именно в Магнитогорске был взлёт высокого искусства: вспомним и «душанбинский десант» во главе с Валерием Ахадовым, вдохнувший новую жизнь в драмтеатр имени А. С. Пушкина, фестивали «Хрустальная слеза» и «Театр без границ»… Кстати, Владимир Богданов, бенефисом которого в честь 60-летия открылся сезон, признаётся: всё это и привлекло его в Магнитогорск, когда после пожара закрыли драмтеатр в Мурманске и артисты за два года исколесили весь Кольский полуостров, а потом стали искать себе новый дом.
Двойной юбилей Владимира Богданова
Для Владимира Богданова 2021 год – дважды юбилейный: это не только круглая календарная дата, но 30-летие работы в Магнитогорском драмтеатре имени А. С. Пушкина. Для актёров, особенно в то непростое время, обычная практика – год-два в одном театре и поиски новых возможностей самореализации в другом. Но уроженец Северодвинска Архангельской области, выпускник Ярославского театрального института Владимир Богданов нашёл себя здесь, в Магнитке, под крылом Валерия Богданова и Владимира Досаева, да так и остался – Магнитогорск для него стал родным, появилась семья – жена Галина, две дочери.
В труппе его любят. Актриса Анна Дашук рассказывает:
– Володя Богданов – человечище! Любая ситуация – хорошая или плохая – он всегда рядышком, всегда поддержит. К тому же он председатель нашего профкома. Замечательный артист, партнёр на сцене, который всегда выручит. У нас с ним много спектаклей. Мы друг друга чувствуем, знаем, видим и подхватываем, если что-то не так. Я в драмтеатре 25 лет, Володя – 30. Ахадов тогда набрал молодую труппу. Начались спектакли «Команда», «Вишнёвый сад», «Чайка», в которых Богданов был востребованным. В «Вишнёвом саде» он говорил огромный монолог Пети Трофимова так наивно, с такой верой, что мы все в зале покатывались со смеху. Володя и в жизни такой. В этой наивности он всегда прекрасен. За это его ценят режиссёры.
Среди других «звёздных» ролей Богданова – Тихон в «Грозе» (16+) и Чарнота в «Беге» (12+).
– Не всегда роль складывается, и вдруг… Я несколько настороженно относился к роли Тихона в «Грозе», а теперь это один из любимых персонажей. Я его понимаю, я принимаю его боль, слёзы, душевное состояние. То же самое – и про белого генерал-майора Григория Чарноту. Персонаж тоже неоднозначный. А с его последними словами: «Честь русскому человеку – одно только лишнее бремя» – до сих пор не согласен, даже сыграв более семидесяти спектаклей. Сейчас, конечно, вырос – и всё равно работаю над персонажем.
Мэтром, к которому идут за советом, Владимир Богданов себя не чувствует – считает, что самому есть чему учиться, и ощущает себя молодым и полным сил.
«Бег»: русская «Одиссея»
На свой бенефис юбиляр выбрал «Бег» по пьесе Михаил Булгакова и тем самым подарил ему второе рождение: «Бег», премьера которого состоялась в мае 2010-го, уже два года не шёл на сцене.
– Не хотелось, чтобы эта трагедия повторилась. В память о погибших, о пострадавших безвинно и играем этот спектакль. Мы работали над спектаклем очень долго, интересно и без выходных. Даже была такая история, когда мне пришлось подходить к Владимиру Досаеву, директору в то время, и сказать ему, что если он хочет, чтобы артист остался жив, то пусть дадут выходные. Режиссёр Марина Глуховская привозила для нас кассеты, книги. Мы прониклись атмосферой того времени. Подготовка была очень длительной и интересной, поэтому на бенефис выбрал «Бег».
Мария Глуховская считает гражданскую войну равной по масштабу Троянской, а «Бег» называет русской Одиссеей. В спектакле она сделала акцент на трагедии женщин, чьи судьбы сломаны той войной. И в первую очередь это несчастная Серафима Корзухина, потрясающе, до мороза по коже достоверно сыгранная Анной Дашук. И невозможно сдержать слёзы, когда звучит «Поминальная молитва» Петра Ильича Чайковского по России, которую мы потеряли, по людям, потерявшим и так и не нашедшим своё место в мире, опускающимся на дно на чужбине и гибнущим после возвращения на Родину, которая из матери превратилась в мачеху.
Григорий Чарнота – один из ключевых персонажей «Бега» – воплощён Владимиром Богдановым поистине великолепно. Трудно поверить, что это всё тот же Владимир Богданов, игравший робкого Подколесина в гоголевской «Женитьбе» (12+), поставленной Артемием Даниловым. Он разнопланов и многогранен, убедителен в каждой из множества своих ролей, таких разных и при этом запоминающихся.
Не забудем и про Деда Мороза, в которого Богданов перевоплощается в Новогодье. На этом были построены шуточные музыкальные поздравления бенефицианту – когда вокруг него закружил хоровод из всех «его» Снегурок, а потом выбежали девчушки в снегурочкиных костюмах с просьбой к дяде Володе подождать и их тоже, зал взорвался овациями. Владимира Викторовича чествовали коллеги из «Буратино», театра оперы и балета и, конечно же, его родного драматического имени А. С. Пушкина во главе с директором Евгением Климовым.
Позади огромный путь, впереди – дела, не позволяющие почивать на лаврах (хотя определённо есть на чём). В 84-м театральном сезоне Владимир Богданов задействован и в новых постановках. Среди них «Лавр» (16+) по культовому роману Евгения Водолазкина, где у Богданова четыре роли. Отдыхать некогда, и это здорово.
«Воске» значит «золотая»
Первой премьерой предъюблейного сезона в магнитогорской «драме» стал моноспектакль актрисы Марины Крюковой «С неба упали три яблока» (16+) по знаменитой повести армянской русскоязычной писательницы Наринэ Абгарян.
Режиссёр Елена Лукманова, приветствуя пришедших на сдачу спектакля, без обиняков предупредила, что публике предстоит не отдых, а работа. Но… когда час сорок минут получаешь огромное удовольствие от происходящего на сцене, это точно работа? Наверное, да – по Заболоцкому, «душа обязана трудиться». Снова и снова возвращаюсь в мыслях к чудаковатым, но добрым, искренним, отзывчивым, отмеченным вековой мудростью рода обитателям затерянной в горах деревушки Маран. Для меня история, рассказанная Наринэ Абгарян, – нечто сродни магическому реализму Габриэля Гарсиа Маркеса (почитав отзывы маститых литературных критиков и «обычных» читателей, поняла, что мысль эта не нова, но верна). Мальчик, который видит в синих столбах света ангелов смерти и души умерших. Белый павлин, неизвестно откуда появившийся в деревне и оказавшийся покровителем древнего княжеского рода…
Марина Крюкова играет так, что вскоре перестаёшь воспринимать происходящее как моноспектакль. Видишь кузнеца Василия, который умеет любить, но не умеет говорить о любви, его наречённую Анатолию, не сразу распознавшую собственное счастье, и всех обитателей деревушки. Особо отмечу чудесные декорации, созданные художником-постановщиком Александром Яковлевым. Многослойный ковёр-книга, страницы которого в ходе действия переворачивала Марина Крюкова, – лишь одна их изюминок спектакля. Видеохудожник Демьян Андреев также внёс в сценическое действо незабываемые штрихи.
«С неба упали три яблока: первое – тому, кто рассказывал, второе – тому, кто слушал, третье – тому, кто понял», – так заканчиваются и большинство армянских сказок, и история маранцев, рассказанная Наринэ Абгарян. Яблоко в мировой культуре стало одним из символов жизни: рождение, цветение, плодоношение, умирание и возрождение в новых поколениях. Символом мудрого отношения к жизни стала маленькая горная деревня Маран, которая отныне время от времени – на радость очарованным и благодарным зрителям – будет появляться на малой сцене Магнитогорского драмтеатра имени А. С. Пушкина.
Маленькое хулиганство в луче фонаря
Спектаклю «С неба упали три яблока» хочется предречь долгую счастливую судьбу – такую, как у моноспектакля Елены Кононенко по стихам Марины Цветаевой «Мои дикости и тихости» (12+), жанр которого обозначен как «маленькое хулиганство в луче фонаря». Этой постановке Андрея Бердникова, выступившего в своей режиссёрской ипостаси, в сентябре исполнилось семь лет, но Елена Кононенко по-прежнему играет так, будто прямо здесь и сейчас, на сцене, открывает для себя Цветаеву и перевоплощается в неё. Конечно же, спектакль за это время изменился, говорит актриса. И рассказывает, что того же мнения её мама, которая видела премьеру и пришла на «Мои дикости и тихости» снова шесть лет спустя.
Елена Кононенко, увлечённая творчеством Цветаевой, бережно создала из стихов историю жизни поэта. Андрею Бердникову осталось выстроить мизансцены. И вот из узкого просвета между стеной и чёрным задником сцены выходит тоненькая девушка с фонарём в руке, свет которого рассеивает тьму. На ней современное и в то же время вневременное чёрное платье оверсайз, на ногах – белые кроссовки. Возможно, живи Марина Ивановны в наши дни, она тоже любила бы одеваться так – чтобы наряд не сковывал свободу движения и свободу самовыражения. Но главное – голос, мимика, пластика, наконец, музыка… Пятьдесят минут, в которые вместилась целая судьба.
Манера чтения стихов Елены Кононенко завораживает: она говорит стихами экспрессивно, с полной самоотдачей, но без экзальтации и надрыва, свойственных декламаторам. Она не представляет стихи – ими живёт. Уже дома, всё ещё находясь под впечатлением «хулиганства в луче фонаря» и перечитывая Марину Цветаеву, я слышала, как её стихи звучат с живыми и точными интонациями Елены Кононенко.
У актрисы в «арсенале» множество камерных проектов, реализуемых в драмтеатре и не только, и каждый её моноспектакль интересен по-своему.
В драмтеатре имени А. С. Пушкина продолжается парад премьер. Драма Макса Фриша «Биография» (16+), поставленная Андреем Гаврюшкиным, уже в ближайшие выходные подскажет ответ на вопрос, возможно ли «переписать жизнь набело».