Спектакль Никиты Михалкова «12» (16+) стал событием в культурной жизни Магнитки и прекрасным подарком ценителям театрального искусства в канун юбилея города.
Одну из ключевых ролей в нём исполнил обожаемый несколькими поколениями российской (и не только российской) публики Николай Бурляев – народный артист России, лауреат премии Ленинского комсомола (1976), кавалер ордена Почёта (2011) и ордена Александра Невского (2017). В золотой фонд отечественного кино вошли его роли в фильмах «Иваново детство» (1962, 12+) Андрея Тарковского, «Военно-полевой роман» (1983, 12+) Петра Тодоровского, «Мастер и Маргарита» (1994, 16+) Юрия Кары… Актёрский и режиссёрский талант Бурляева – достояние российской культуры.
Но Николай Петрович – не только блистательный актёр и выдающийся режиссёр, но и автор стихов и документальной прозы, член Союза писателей России и общественный деятель – член Патриаршего Совета по культуре, депутат Государственной Думы VIII созыва, член фракции «Справедливая Россия – За правду». Николай Бурляев главной задачей своего разговора по душам с поклонниками его творчества, чиновниками и культурными деятелями назвал создание в Магнитогорске регионального отделения общественного движения «Культурный фронт России».
Он убеждён: это движение должно быть внепартийным. По его мнению, политическая цензура неуместна, но идеологическая цензура необходима, должен быть общественный контроль. Николай Бурляев ратует за традиционные культурные ценности. Глубокую горечь у Николая Петровича вызывает то, что многое в отечественной культуре было разрушено в 1990-е. Он сделал акцент на том, что перед культурой нельзя ставить задачу приносить доход, добиваться коммерческого успеха. Миссия культуры – просветлять народ.
С глубоким сожалением Николай Петрович говорил о том, что ныне не существует такой профессии, как писатель, и это несправедливо, – какую пенсию будут получать те, кто посвятил себя литературному труду? Задачей движения «Культурный фронт России» он видит не только отстаивание духовно-нравственных ценностей (не случайно встречу в Магнитке, как и другие встречи с россиянами, он начинает с православной молитвы) но, защиту творческих людей, многие из которых сегодня в бесправном положении.
Вкратце рассказав о своём творческом и духовном пути, Николай Бурляев подарил центральной библиотеке свои книги, в числе которых – «Тарковский. «Боже!.. Чувствую руку Твою на затылке моём!..» (12+), а также прочёл стихи собственного сочинения, написанные онегинской строфой. А потом прозвучали вопросы собравшихся – и серьёзные, а подчас и остроумные ответы на них. На вопрос молодого актёра, есть ли лайфхак, как пробиться в кино, Николай Петрович, выходец из семьи инженеров, снимавшийся у мастеров режиссуры уже в подростковом возрасте, с улыбкой сказал: «Рецепта не существует. Только талант – и немного удачи». И поведал о том, как судьба вела его на большой экран.
Николай Бурляев – человек-легенда. Можно соглашаться или спорить с его непримиримой позицией в общественной деятельности, но и сторонники, и оппоненты не могут не восхищаться его личным обаянием, актёрским даром и неравнодушием к тому, что происходит в современной российской культуре. Перед кратким интервью, предваряющим творческую встречу, он спросил журналистов:
– Вы уже видели спектакль?
Тепло улыбнулся в ответ на восторженные отклики, а тем, кому предстояло увидеть «12» во второй день показа, сдержанно, но убеждённо сказал:
– Вас ждёт потрясение.
Дань уважения таланту всей актёрской команды и режиссёра. Что же касается роли Бурляева в спектакле, он скорее самоироничен – с юмором рассказывает о том, как задевали его самолюбие народного артиста резкие замечания режиссёра Никиты Михалкова. Но лишь после того, как режиссёр сам прочёл Бурляеву монолог его героя, образ начал складываться так, как надо.
Тем, кому посчастливилось видеть культовый спектакль «12», остается только порадоваться тому, что Никите Михалкову три года назад удалось уговорить отошедшего от театра и увлечённого депутатской общественной работой Николая Бурляева взять на себя роль присяжного, который первым настоял на праве подсудимого чеченского парня на объективность судейства и, что не менее важно, простое человеческое милосердие. И его тихое, поначалу даже робкое слово было услышано остальными присяжными, сердитыми и спешащими по своим делам. Этот крошечный камушек сдвинул лавину откровений, размышлений и прозрений. И, в конечном итоге, мир поворачивается к подсудимому, уже, казалось бы, обречённому на пожизненное заключение, светлой стороной.