Улучшением качества звука театр оперы и балета занимается не один год. Нет, если речь о живом звучании симфонического оркестра и солистов – проблем не было, ведь «живому» искусству подзвучка нужна крайне редко. Но вот когда она всё же требуется – к примеру, в мюзикле «Дубровский», – начинаются проблемы, заметные порой не только исполнителям.
– Был смешной и одновременно грустный случай, когда на встрече в левобережном Дворце культуры металлургов на концерте в присутствии главы города во время исполнения артистами произведения в звук вдруг вклинился театр «Буратино», который как раз репетировал за кулисами, – рассказывает директор театра оперы и балета Илья Кожевников. – А всё дело в том, что и у нас, и у буратиновцев аналоговые микрофоны, частоты которых могут пересекаться и таким образом «перекрывать» друг друга…
Поиски аппаратуры высокого профессионального качества при адекватной стоимости театр оперы и балета вёл не один год. Технические специалисты работали над созданием базы звуковых спектаклей, было проведено тщательное исследование зала и составлена подробная карта его акустических возможностей и недостатков. На основе исследований составили техническое задание. Ускорить процесс помог тот самый «Дубровский», который посетил заместитель главы города Илья Рассоха. Впечатлившись музыкой и зрелищем, Илья Александрович поделился с Ильёй Кожевниковым восторгом, в ответ услыхав: «Нам бы новый звук, тогда впечатления будут ещё ярче».
Глава города Сергей Бердников идею поддержал и выделил театру средства на покупку оборудования, которым по итогам тщательного отбора стала французская L-Acoustics – её акустические системы обеспечивают звук в лучших концертных залах мира. На 14 миллионов рублей, выделенных бюджетом города, был закуплен комплект оборудования, в который входят линейный массив – колонки, состоящие из четырёх динамиков с каждой стороны, мощный сабвуфер. А также линия мониторов – так называемые сценические «обратные колонки», из которых солисты слышат себя во время выступления, шесть мониторов на сценической коробке, шесть усилителей и фронтфилы, цель которых равномерно распределить звук по всему залу, не допуская акустического провала. Также театр получил комплект цифровых головных микрофонов – совсем крохотных, а потому практически незаметных на лице солиста и в то же время мощных. Кроме того, цифровые технологии защищают технику от влияния соседних частот.
Специалисты компании-произво-дителя специально для зала театра оперы и балета методом компьютерного моделирования создали проект, рассчитав необходимое звуковое давление. Монтаж и тонкую настройку оборудования производили в несколько этапов, включая прокладку инженерных коммуникаций. Она началась ещё до нового года и длилась 20 дней – максимально короткие сроки для подобных работ, окончание которых были приурочено к всё тому же мюзиклу «Дубровский», который публика услышала девятого и десятого февраля в новом звучании.
Каждый блок подвесных комплексов направлен в свой сектор и работает с необходимой для этого участка зала громкостью, выдавая звук в индивидуально заданной характеристике. В результате, где бы ни находился зритель – в первом ряду партера или в последнем ряду балкона, каждый будет слышать абсолютно одинаковый, акустически сбалансированный звук.
– Специалисты по монтажу, устанавливающие нам оборудование, сравнивали его с автомобилями: есть «мерседес», «ауди», БМВ, а есть «тесла», – говорит Илья Кожевников. – Так вот у нас сейчас «тесла», высокотехнологичное оборудование с огромным запасом всех характеристик, которых хватит на долгие годы вперёд. Задача сейчас – сосвоить оборудование в полной мере: будем учиться грамотно ездить на «тесле».
– Конечно, разница очевидна, – говорит солистка театра оперы и балета Мария Менщикова на церемонии презентации нового оборудования. – Как видите, микрофон практически не виден, не искажает черты лица и не отвлекает зрителей от выражаемых певцами эмоций. Во-вторых, звук отличается от звука в старых микрофонах: нет электрических помех, электронного искажения голоса. Фонограмма из новых мониторов звучит чисто, и певцы слышат тот же звук, который слышит публика в зале.
– Коллектив театра оперы и балета выражает огромную благодарность администрации города и лично главе Сергею Бердникову за понимание нужд заведений искусства и личную заинтересованность в том, чтобы воплотить их профессиональные мечты, – подытожил встречу Илья Кожевников.