Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина представит публике грандиозную постановку «12 стульев» по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова (16+), реализованную при поддержке гранта главы города в сфере культуры и искусства «Вдохновение». Премьерные показы состоятся 28, 29, 30 апреля и 3, 4 мая. Накануне в драмтеатре прошла пресс-конференция с участием постановщиков и исполнителей ключевых ролей.
Директор театра Евгений Климов напомнил, что с 2011 года, когда грант «Вдохновение» присуждался впервые, драмтеатр удостоен его во второй раз: в 2014 году благодаря гранту был поставлен «Амадеус» (16+), в 2020-м приступили к работе над «12 стульями».
Хореографа и режиссёра-постановщика спектакля Марину Большакову связывает с драмтеатром имени А. С. Пушкина многолетнее продуктивное сотрудничество – вспомним украсившие репертуар спектакли «Ханума» (16+) и «Тайные мечтания господина М. Бальзаминова» (16+). Марина Анатольевна не задумываясь отвечает на вопрос, почему на этот раз выбрали «12 стульев»:
– Во-первых, это одно из самых интересных и кассовых названий в мировой литературе, чтобы воплотить на сцене. Во-вторых, в выборе репертуара играет важную роль наличие главного героя: если есть Катерина – можно ставить «Грозу». В Магнитогорском драмтеатре точно есть Остап Бендер. Игорь Панов – многогранный актёр, которому подвластно всё. А потом поняли: есть полный набор актёров, с которыми можно осуществить эту постановку. «12 стульев» – текст, который раскладывается на цитаты, крылатые выражения. Это интересно ставить, интересно играть. Потом появился ещё один Остап – молодой актёр Филипп Ладейщиков.
На вопрос, будут ли сравнивать с фильмами Леонида Гайдая и Марка Захарова, Марина Большакова отвечает:
– Изначально это другая инсценировка – написанная режиссёром Владимирского театры драмы Владимиром Кузнецовым. Музыкальному руководителю, автору аранжировки музыки Елене Булановой было предложено взять за основу музыку НЭПа, 30-х годов. И из этого соединения возникло совершенно другое действо, не похожее ни на один фильм.
– Там много и всем известных хитов, и забытых потрясающих романсов, которым мы дали вторую жизнь – говорит Елена Буланова. – Эта проверенная временем музыка интересна и актуальна. Кроме того, через весь спектакль проходит лейб-тема Георгия Свиридова «Время, вперёд!».
О своём видении роли рассказали два Остапа. Игорь Панов, который совмещает актёрскую ипостась с обязанностями ассистента режиссёра, говорит и о своём герое, и о спектакле в целом:
– Мы с Филиппом разного возраста. Он более динамичный, дерзкий. Я циничный, более хладнокровный. Для меня это классический плутовской персонаж. Спектакль интересен мне ещё тем, что в нашей стране в то время произошёл слом, у Ильфа и Петрова это шикарно написано, и кроме искромётного юмора там столько поломанных судеб, когда люди не смогли вжиться в Советскую Россию, и для них это трагедия. Вещь очень масштабная.
Филипп Ладейщиков признаётся, как важна для него роль Остапа:
– Каждый актёр хочет сыграть либо Остапа, либо Гамлета.
Видение сюжета не только как комедии, но и как драмы отразилось и на образе Ипполита Матвеевича Воробьянинова – и режиссёр Марина Большакова, и исполнитель роли Андрей Бердников сходятся в том, что для него поиск бриллиантов – не жажда обогащения, а в первую очередь возможность вернуть прошлое, воспоминания юности, Россию, которую мы потеряли.
«12 стульев» – достаточно сложный спектакль для актёров. Особенность инсценировки – в том, что в ней пять главных героев: Остап, Киса Воробьянинов, Отец Фёдор, Мадам Петухова и Попадья. Остальные, условно названные агитбригадой, выступают в роли рассказчиков. Их двенадцать, как и стульев. У каждого – множество ролей. Так, исполнительница роли Мадам Грицацуевой Лира Лямкина сходу даже не может вспомнить, скольких персонажей играет. В спектакле она также исполняет сольный вокальный номер и поёт дуэтом с Остапом Бендером.
– Насчёт Мадам Грицацуевой – конкурировать с такими актрисами, как Наталья Крачковская и Лидия Федосеева-Шукшина, не собираюсь. У нас всё по-другому складывается. Фильмы перед постановкой не пересматривала, чтобы это не было на подкорке, чтобы рождался собственный образ. Мне выдали мешок с костюмами Грицацуевой – шляпки, перчатки, горжетки. А будет ещё мешок для агитбригады.
Художник-постановщик Вячеслав Виданов поделился концепцией оформления спектакля:
– У нас спектакль-фантазия, поэтому оформление – тоже некая фантазия на тему времени, на тему строительства новой жизни. Всё ассоциативно.
Художник по костюмам Татьяна Виданова подчёркивает:
– Кино и театр – два разных мира. Спектакль будет с множеством переодеваний. Костюмы осовременили, но налёт ретро будет. Симбиоз конструктивизма времени НЭПа и современной интерпретации.
Всего в спектакле около 150 костюмов. Актёрам придётся и успевать переодеваться по 10–12 раз, иногда за 20 секунд, и, не выходя из образа, приносить-уносить реквизит. К слову, театр от души благодарит зрителей, которые помогли найти шахматные доски для сеанса одновременной игры в Васюках.
И, конечно же, с каждым спектаклем раскрываются всё новые возможности ультрасовременной аппаратуры, появившейся в драмтеатре после капитального ремонта здания. Марина Большакова обещает: световое оформление будет великолепным.
В завершение встречи директор Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина Евгений Климов обозначил планы на конец сезона. В рамках федеральной программы «Большие гастроли» в мае к нам приедет Омский драматический «Пятый театр», в июне – Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан, а тем временем труппа драмтеатра имени А. С. Пушкина отправится в Омск и в Уфу. Обменными гастролями и завершится сезон 2020–2021 в преобразившемся здании старейшего театра Магнитки.