Магнитогорский театр куклы и актёра «Буратино» представил премьеру спектакля в жанре «очень современная комедия» «Не всё коту масленица» (12+) по пьесе Александра Островского. Весной 2023 года отмечается 230-летие основоположника русской драматургии. Но «Буратино» обратился к творчеству Островского не только в связи с грядущей юбилейной датой. Этот материал обладает бесспорными художественными достоинствами, а ещё он позволяет решить сразу несколько актуальных задач.
Во-первых, это обогащение репертуара вечерним драматическим спектаклем – такие постановки признаны изюминкой «Буратино», с самого своеего основания (то есть почти полвека) позиционирующего себя как театр синтетический, интересный разным поколениям зрителей.
Во-вторых, комедии Александра Островского не случайно признаны шедеврами мировой драматургии. Острые социальные проблемы, драматические взаимоотношения героев, живые диалоги, тонко прописанные характеры, наконец, прекрасное чувство юмора автора делают их близкими и понятными зрителям как в XIX веке, когда они были созданы, так и в веке XXI.
В-третьих, этот спектакль подтверждает: директор «Буратино» Сергей Смирнов один из наиболее значимых акцентов в репертуарной политике делает на привлечении в театр подростков. Вспомним блистательный «Белый пароход» (12+) и впечатляющую «Капитанскую дочку» (12+) и порадуемся, что в этом ряду – весьма достойное пополнение. Подчеркну: спектакли с возрастным цензом «12+» способны удовлетворить запросы самых взыскательных театралов, так что взрослых на них тоже ждут.
Такова и комедия «Не всё коту мастеница». Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России Наталья Корлякова из Томска – прекрасно знает труппу театра «Буратино», ведь их связывает многолетнее плодотворное сотрудничество: именно Наталья Григорьевна поставила комедии «Блэз» (16+) и «Балаган» (16+), получившие признание зрителей. Художником и сценографом выступила залуженный работник культуры РФ Любовь Петрова, которая также знает «Буратино» не понаслышке, поскольку входила в постановочную группу «Капитанской дочки». Композитор Анатолий Аксёнов создал оригинальное музыкальное оформление спектакля.
Наталья Корлякова признаётся: драматургия Александра Островского ей близка. Сегодня вышли из тени пьесы классика русской литературы, не очень-то понятные советскому читателю и зрителю. Банки, ссуды, векселя – всё это было чуждо гражданам СССР. В 1990-е ситуация изменилась, и внимание театров привлекли пьесы о деньгах. Конечно, темп жизни стал быстрее, чем пару столетий назад, и пьесы в четыре-пять действий приходится сокращать. Наталья Григорьевна сделала это бережно, с любовью к тексту и уважением к авторскому замыслу, сохранив главное: проблему выбора между любовью и богатством. «Кого выберет современная девушка – бедного ровесника или папика?» – размышляет режиссёр. А мне кажется, что полтора–два века назад люди были всё те же, и кто-то, оказавшись внутри пьесы Островского, следовал бы велению сердца, а кто-то предпочёл бы деньги.
Как же поступит красавица Агния Круглова (Ольга Кугай), приглянувшаяся богачу и самодуру Ермилу Зотычу Ахову (Сергей Меледин, в другом составе – заслуженный артист РФ Александр Анкудинов)? Сумеет ли она пробудить решимость в робком племяннике Ахова Ипполите (Кирилл Боровинский), на влюблённость которого ответила взаимностью? А что посоветует девушке её матушка Дарья Федосеевна (Ирина Барановская)? С одной стороны, для бесприданницы богатый муж – великая удача, а с другой – вдова состоятельного купца помнит, каково ей было замужем.
Судьбоносный выбор совершает не только Агния – пожалуй, все персонажи оказываются на распутье, и каждому предстоит наконец-то расставить жизненные приоритеты. Такие испытания меняют людей – кто-то находит ответ на самый важный вопрос и выходит на догу, ведущую к счастью, а кто-то ещё глубже погружается в болото самомнения и гордыни.
Особый колорит придают спектаклю персонажи второго плана, яркие и харизматичные, – это и охрана Ахова (Артём Панков и Роман Табиев), и женщины из народа (Зинаида Бондаревская, Анна Зверева, Людмила Кривенко), и Феона, ключница Ахова (заслуженная артистка РФ Татьяна Акулова)… «Гвоздём программы» стала кухарка Кругловых Маланья, роль которой гениально исполнил заслуженный артист РФ Дмитрий Никифоров. Публика хохотала до слёз! А был момент, когда зрители ужаснулись: пророческий сон Дарьи Федосеевны о банкомате, пожирающем людей…
В зрительном зале были ребята из школы аниматоров «Карлсон», которую ведут в ДЮЦ «Максимум» Наталья Шиленко и Варвара Луговская. Юные актёры в антракте признались: они в восторге! Взрослые зрители тоже получили массу положительных эмоций. Спектакль «Не всё коту масленица» – мостик между поколениями, мостик между эпохами, мостик между смехом и размышлениями. Этим он и привлекает зрителей комедия со смыслом великого русского драматурга Александра Островского в интерпретации театра «Буратино».