Магнитогорская академическая хоровая капелла имени С. Г. Эйдинова, 110-летие со дня рождения которого будет отмечаться 11 июля, завершила сезон концертом «Музыкальный калейдоскоп» (6+), состоявшимся в театре оперы и балета. Несмотря на жару, послушать увлекательный рассказ о непростом, но подарившем немало открытий годе пришли любители академического хорового искусства и те, кто только приобщается к музыкальной классике.
Автор материала оказался в зале задолго до начала концерта, чтобы побеседовать с художественным руководителем капеллы Надеждой Артемьевой. И потом оставалось только удивляться преображению вокалистов: на репетиции они, одетые в шорты, яркие футболки и лёгкие платья, обмахивались папками с нотами – и вот они же стоят как влитые в строгих закрытых сценических костюмах, будто им совсем не жарко. Если зрители изнывали от духоты, каково артистам, исполняющим сложные вокальные партии?
Для сравнения: в драмтеатре имени А. С. Пушкина после капитального ремонта установлена новая система кондиционирования и вентиляции, а потому в знойные вечера там гораздо комфортнее. Оперному театру, судя по чересчур тёплой атмосфере в зале, пока остаётся только мечтать о таком. Но, конечно же, в первую очередь концерт «Музыкальный калейдоскоп» запомнился не самоотверженностью и выдержкой его участников, хотя и этим тоже, но встречей с высоким искусством.
Надежда Артемьева возглавила легендарный творческий коллектив в марте 2019-го – хорошо помню её первую пресс-конференцию, на которой шла речь о новом здании для капеллы. Однако, рассказывает Надежда Фёдоровна, ремонтные работы в бывшем здании налоговой инспекции на улице Имени газеты «Правда», 16 продлятся ещё два-три года, а пока около 90 человек ютятся в прежнем здании на Ленина, 86/1.
– Конечно же, очень не хватает репетиционных площадей, потому что есть и ансамбли вокалистов, и бригада, которая делает детские мюзиклы и спектакли, выступает для младших школьников, – сетует моя собеседница.
– Пандемийные ограничения больно ударили по всем творческим коллективам…
– Получилось так, что у меня не было ни одного полного сезона в капелле. Пришла в конце концертного сезона весной 2019 года, потом пандемия. Предполагался большой гастрольный тур по Челябинской области, были ещё планы концертные – и всё это сразу катастрофично обрубилось и настал абсолютный вакуум – думаю, у всех было такое состояние и ощущение. А потом начался ковидный сезон, когда вроде бы надо выступать – и вроде нельзя, публика и хочет прийти на концерт, и боится. И рассаживать зрителей надо определённым образом, и ограничение по количеству...
– Завершаете сезон большой программой в театре оперы и балета, чтобы встретиться с достаточно широким кругом слушателей?
– В финале сезона решила провести большой концерт, потому что год назад нечто похожее было онлайн: делали нарезку из всех концертов, которые были у нас в прошлом, юбилейном для коллектива сезоне. Надеюсь, итоговый концерт станет традицией. Оглядываясь назад, понимаю, как много было сделано в уходящем сезоне, несмотря на ковидные ограничения. Первую его половину выступали с солистами, это были программы романсов, связанные с камерным музицированием – квартетным, ансамблевым, дуэтным, трио. Выбирались таким образом из непростой ситуации. А с января начали выходить на сцену хором в полном составе – как сегодня. Выбрали самые яркие номера сезона.
– Надежда Фёдоровна, расскажите о ключевых проектах и событиях уходящего сезона.
– Собственный проект капеллы «Поэма памяти» (6+), посвящённый Победе в Великой Отечественной войне и приуроченный также к 80-летию со дня её начала. Эту концертную программу с воодушевлением и со слезами в апреле–мае встречали более двух тысяч зрителей в одиннадцати городах и сёлах Южного Урала – это Магнитогорск, посёлок Агаповский, Уйское, Увельское, Пласт, Южноуральск, Коркино, Чебаркуль, село Хомутинино, Миасс, Златоуст. Кроме того, капелла имени Эйдинова с марта участвует в проекте Челябинской государственной филармонии «Театрально-концертный зал» (6+): состоялись концерты в Южноуральске, Кусе, Еманжелинске, а в следующем сезоне запланировано ещё шесть концертов.
Программы, исполняемые хоровой капеллой, нацелены на разную возрастную категорию. Это концерты для ценителей серьёзной академической музыки, а также семейные и тематические концерты, «Праздничный концерт к Дню народного единства» (6+), музыкальное представление для детей «Дядя Стёпа и его друзья» (6+) о правилах дорожного движения.
Наряду с этими проектами концертные бригады в начале сезона выступали с программами «Чайковский и фон Мекк» (12+), «С Бетховеном по Европе» (12+) в Магнитогорском концертном объединении, а также в санатории «Карагайский бор» с программой для отдыхающих «Старые песни о главном» (12+). В марте в Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки состоялась премьера капеллы «Декамерон XVI/XXI» (12+): учитывая, что в программе представлено музыкальное творчество эпохи глобальной чумной эпидемии в Европе, сегодня эта тема по понятным причинам актуальна… И это лишь часть событий уходящего сезона.
– Гастрольная жизнь у капеллы насыщенная…
– Сейчас отремонтировано много концертных залов и Дворцов культуры, в которых можно выступать. Поэтому предложения есть.
– И наверняка не только поэтому – причиной и высочайший уровень коллектива. Скажите, что помогает выстоять в наше непростое время, не пойти по пути наименьшего сопротивления?
– У капеллы нет пути наименьшего сопротивления. Мы все – последователи Семёна Григорьевича Эйдинова. Он всегда говорил, что нужно выбирать трудную дорогу. Лёгких путей у капеллы никогда не было. Это тот коллектив, который всегда преодолевал. Наверное, с момента создания…
– Удивительно, но капелла была создана в конце Великой Отечественной!
– Это называют музыкальным феноменом.
– Как вам удаётся сохранять публику?
– Вот это сложно. Публика, которая готова воспринимать академическую музыку, к сожалению, уже уходит, и нужно воспитывать новую. Слушатели капеллы воспитаны в 60–70-е годы народными академиями, которые создал Семён Григорьевич. И та действительно серьёзная музыка, которую может дать капелла, к сожалению, находит отклик не у всех. Поэтому необходимо потихонечку учить людей слушать и понимать высокую классику. В завершившемся сезоне мы взяли курс на просвещение, когда концерты сопровождаются интересной беседой, стихами, литературными произведениями. Так, концерт, посвящённый творчеству Петра Ильича Чайковского, сопровождался письмами композитора.
– Одна из традиций капеллы – сотрудничество со школами. Что изменилось во время пандемии?
– Сегодня школы не могут принимать артистов в своих стенах, ищем возможность арендовать залы, чтобы принимать в этих залах ребят. Продолжаем сотрудничество, пусть и не так плотно, как было раньше. У капеллы появились две интересные программы: в прошлом году – «Большой хоровой секрет» (6+), в этом – «ГеоХОРография» – соединение хоровой музыки и географии. Это произведения разных стран и континентов. Дети слышат, какая разная музыка у народов мира. Сопоставляем музыкальную культуру Африки и Австралии, Америки, Европы, Азии, России – и всё это дети слышат в одном концерте, и всё это многообразие они впитывают, идёт воспитание и просвещение. И вы знаете, с восторгом воспринимают! Мы возбуждаем в мальчишках и девчонках любопытство, это очень важно. Дети потом толпятся и спрашивают: «Кто такой Семён Эйдинов? Много ли хоров в городе? А как называлась композиция, которая была из Китая? А из Африки?» Программа рассчитана на любой школьный возраст: лектор адаптирует информацию в зависимости от аудитории.
А для взрослых, кроме серьёзных программ, рассчитанных на искушённую публику, планируем и концерты для тех, кто только знакомится с академической музыкой, приходит впервые или только начинает слушать классику. Сегодня популярен такой филармонический термин – первое касание.
– Для неискушённой публики исполняете то, что полегче воспринимается?
– То, о чём хорошо рассказано. Сегодня будем петь разную музыку – не случайно программу назвали «Музыкальный калейдоскоп». Эти номера не выстроить в одну линию, они как мозаика. Музыка сложная, но если она правильно подана, если о ней увлекательно рассказали, то человек – даже неподготовленный – может услышать и воспринять и современную, и классическую музыку. В этом сезоне стали вплотную сотрудничать с заслуженным артистом России Дмитрием Никифоровым, который может текст подать здорово и увлекательно…
До концерта остаётся пятнадцать минут. Отправляюсь в зал, а тем временем Надежда Артемьева, как и её коллеги прекрасного пола, облачается в тёмно-синее концертное платье. И вот сцена едва вмещает один из самых прославленных коллективов Магнитки. Всё в этом концерте прекрасно: и краткие познавательные интермедии обаятельного и артистичного Дмитрия Никифорова, и каждый из номеров. В начале капелла грянула «Литургию святого Иоанна Златоуста» Чайковского. Потом зазвучали лиричные и искромётно-динамичные композиции из программы «Декамерон XVI/XXI» – и особенно сильное впечатление производит Pater noster знаменитого поляка Юзефа Свидера. Песня Тихона Хренникова на стихи Агнии Барто «Уральцы бьются здорово» завершилась криками «браво» и овациями. Воздали должное и творчеству Родиона Щедрина – «Я убит подо Ржевом» и «К вам, павшие» на стихи Александра Твардовского слушали со слезами на глазах.
Поворачивается труба калейдоскопа – и перед глазами иной узор, не менее интересный. «Последний плач гармошки» из кантаты «Сокровенны разговоры» Николая Сидельникова. «Песни народов Европы» Людвига ван Бетховена, в которых под фортепиано, скрипку и виолончель солируют Любовь Зырянова, Динара Кинжебулатова и Наталья Булдышева. Мозаику народных песен дополняют китайская «Наш луг» и башкирская «Диля», а завершает песня, которую многие считают русской народной, а между тем она написана Иваном Ларионовым в 1860 году. Зажигательная «Калинка-малинка», в которой солировал великолепный Никита Мордовских, стала не точкой, а восклицательным знаком, завершающим концерт.
Дорогие читатели, ходите на концерты нашей капеллы! Может быть, вы пока ещё просто не знаете, что любите академическую музыку. Слушать её можно и нужно в любом настроении и в любую погоду. И особенно – как ни парадоксально прозвучит – в жару. Потому что, когда поёт легендарная капелла имени Эйдинова, – холодок по коже.