Недавно в картинной галерее была открыта выставка «День города» (+0), приуроченная к дню рождения Магнитогорска. На торжестве присутствовал директор Государственного исторического музея Южного Урала, председатель Челябинского отделения фотохудожников России Владимир Богдановский. Он подарил галерее и гостям прекрасный фотоальбом – каталог работ десятого международного «Фотофеста», проходившего в Магнитогорске в преддверии 90-летнего юбилея – в июне 2019 года.
Визуальное искусство
Лучшие снимки фотографов Южного Урала, Германии, США представили жизнь города в необычных ракурсах. Каталог, в котором 123 социальных сферы: труд, отдых, культурную и спортивную жизнь Магнитки. Владимир Богдановский стал организатором, составителем и участником международного фотомарафона.
Подробнее о фестивале «Фотофест»: учреждён он был в 2010 году творческим объединением «Каменный пояс» совместно с областным краеведческим музеем. Инициативу Владимира Богдановского поддержало министерство культуры Челябинской области.
На протяжении всех лет существования «Фотофеста» его идея неизменна: популяризация фотографии как одного из видов визуального искусства. Центральное место традиционно занимают выставки фотографов Южного Урала, известных российских и зарубежных авторов, а также сборные тематические экспозиции российского и международного масштабов. В их числе Russia in Vogue, Best of Russia, «Viva l’Italia. Итальянское кино в объективе Анджело Фронтони», «Дикая природа России», «Первозданная Россия», «Уральская зима», «Вокруг света за 80 дней», выставка Гульнары Самойловой (США). Это лишь часть работы «Фотофеста».
В рамках фестиваля проходят мастер-классы, семинары и конкурсы. Особенно востребованы встречи с известными деятелями фотоискусства, среди которых Даниэла Мразкова, Александр Осипов, Павел Кассин, Антон Агарков, Евгений Иванов, Айхан Ахмедов, Юрий Батурин, Карлос Родригес, Роберто Риваз, Рензо Гранде. Ежегодно участниками «Фотофеста» становятся около 100 российских и зарубежных фотографов, а выставки, лекции и другие мероприятия посещают тысячи. Кульминацией «Фотофеста» становится марафон, который проходит под неизменным девизом: «Один день из жизни...». Первый марафон, прошедший в 2014 году, был посвящён Челябинской области.
Юбилейный фестиваль «Фотофест» приурочили к 90-летию города первых пятилеток. В организаторах Государственный исторический музей Южного Урала, Челябинское региональное отделение Союза фотохудожников России и администрация Магнитогорска. Большая часть съёмок проходила в черте города.
Юбилейный «Фотофест»
Фестиваль стартовал 13 июня в Государственном историческом музее Южного Урала с открытия персональных выставок, в тот же день участники прибыли в Магнитку, где и состоялись знаковые события «Фотофеста-2019».
Главным стал марафон. Участникам предложили выбрать заранее разработанные маршруты: театры, храмы, стадионы, спортивные арены, озеро Банное. Мастера снимали цехи комбината, хоккеистов в Ледовом дворце, храм Вознесения Господня, монумент «Тыл–Фронту», памятник «Первостроителям Магнитки». В рамках «Фотофеста» состоялись творческие встречи, мастер-классы, портфолио-ревю, профильные семинары по технике дронофотографии, искусству стрит- и спортивных съёмок, а также лекции о роли фотографии в современном искусстве.
В июне 2019 года Владимир Богдановский отмечал, что «Фотофест-2019» был самым плодотворным фестивалем. Он высказал надежду, что выставка и будущая книга о Магнитке, основанные на работах фотомастеров, найдут отклик у горожан, станут значительным событием в культурной жизни детища первых пятилеток.
Спустя два года чаяния организаторов марафона сбылись – фотолетопись одного дня из жизни Магнитогорска вылилась в солидное издание. Владимир Богдановский, вспоминая события двухлетней давности, благодарил сотрудников галереи, городскую администрацию за прекрасную организацию фестиваля:
– Участники блестяще справились с задачей: в обыденной жизни разглядели значимое. Всегда интересно увидеть привычные места, события, процессы в необычном ракурсе. Мастера смогли передать мощь и поэтику профессии металлурга, открыли для себя и горожан уникальные городские пейзажи, уловили уникальный характер потомков первостроителей. Снимки получились очень живые, тёплые, правдивые, совокупность которых представляет коллективный портрет города.
Владимир Богдановский отметил, что фотоальбом не поступит в продажу, поскольку тираж издания невелик. Каталог подарят участникам марафона, альбом передадут в несколько библиотек Южного Урала.
Смена ракурса
Альбом открывает обращение министра культуры Челябинской области Алексея Бетехтина:
– Магнитка стала символом целой эпохи, флагманом советской индустриализации, тружеником, который внёс неоценимый вклад в Великую Победу. На снимках запечатлены не только городские пейзажи, люди Магнитки, но его дух, сила и обаяние. Это целая палитра эмоций, которыми авторы-фотографы щедро делятся со зрителями.
Символично, что на обложке альбома размещена фотография Евгения Прокофьева «Монумент «Тыл–Фронту», изображение которого стало визитной карточкой Магнитогорска. Евгений – член Союза фотохудожников России, неоднократный участник и призёр международных выставок, в своё время активный участник фотоклуба RusArt, а главное – магнитогорец. Его снимок передаёт весь трагизм, величие и уникальность исторического пути Магнитки. Евгений Прокофьев – один из трёх победителей первого этапа «Фотофеста-2019».
Призёром стал и Сергей Курзанов из Озёрска. На его снимках – здание центральной проходной ММК, цехи комбината, фрагменты горячей схватки наших хоккеистов с командой «Ак Барса». Победителем первого и второго этапов значится Наталья Вольвач из Миасса. Её снимки – это восторженный рассказ о работе металлургов. Работа «Раскалённый металл» с разноцветной геометрией заготовок, машинных деталей близка к абстрактной живописи, а «Пугающую мощь» можно отнести к техностилю в искусстве. Портрет сталевара «В минуту отдыха» психологически точно раскрывает характер человека огненной профессии. К слову сказать, в серии «Лица – не глянец», в которую вошли снимки фотографов нашего издания и ушедшего из жизни Игоря Лагунова, представлены не менее уникальные портреты людей огненной профессии. Постоянная экспозиция фотографий находится в редакции газеты «Магнитогорский металл».
Мастер из Чесмы Марина Овчинникова «погрузила» зрителей в жизнь семьи глухонемых, в сюрреалистическом ключе поведала о пациентах туберкулёзного диспансера. Жюри присудило ей первое место во втором этапе фотомарафона. Со времён Достоевского судьба маленького человека находится под лупой художников различных видов искусства, но жизнь людей с ограниченными возможностями не есть отличительная черта Магнитогорска, как и работа тубдиспансера – обязательной медицинской службы в любом крупном городе. Один взгляд на снимок Овчинниковой «Полёт в небо» порождает бурю эмоций, которую разделит каждый магнитогорец. Необычный ракурс стены с белыми журавлями – граффити на стене разрушенного дома – берёт за душу.
Фотограф и модель
В конкурсе «Фотограф и модель» заслуженные лавры достались челябинцу Глебу Лунину, исследовавшему закулисье театра куклы и актёра «Буратино». Оттенки зелёно-коричневой палитры бутафорского цеха с множеством фигурок маленького народца, классически выстроенная композиция возводят снимок до уровня живописного полотна.
Сергей Ермоленко, второй призёр конкурса, продемонстрировал землякам «Грацию» – пригласил полюбоваться архитектурным изыском здания, что на пересечении улиц Ворошилова и 50-летия Магнитки. Стекло, металл, бетон, контрастируя с обликом хрупкой девушки, подчёркивают уникальность сооружения, наглядно декларируют главную задачу фотомарафона: показать удивительное в привычном. Иная тональность в его работе «Элегия». Лиричен портрет юной уралочки на фоне «колоннады» гипсовых вазонов. Коренной магнитогорец не сразу узнает место съёмки. Временная и географическая данность не позволяют предположить, что локация находится в незнакомом городе с древней историей. В увлекательную игру вовлекли горожан участники «Фотофеста» – угадать место съёмок.
Третье место также у нашего земляка Ильи Московца, представившего работу «Нелёгкая судьба». Это тот случай, когда невербальные средства выражения рассказывают о судьбе человека больше, чем текст. Уникальная история жизни Анатолия Заборского хорошо известна горожанам: подростком был угнан в Германию, выжил, и, как тысячи несчастных пленных, после победы был сослан на стройки народного хозяйства – «искупать» вину. «Магнитострой», стал передовиком производства, серьёзно увлёкся живописью. Его полотна с «концлагерной» темой выворачивают душу. Они стали «живописной» исповедью не сломленного испытаниями человека.
Обратим внимание, что в каталог вошли не только снимки, сделанные во время 24-часового марафона, но и работы, выполненные ранее, например, зимние забавы на Банном, фотографии Игоря Лагунова.
Фотомастера блестяще справились с заданием. День, проведённый в городе, вылился в эпохальное повествование о трудовой, культурной, спортивной Магнитке. Профессионалы смогли удивить, увлечь, восхитить рассказом о современной жизни родного нам города, ставшего главной моделью фотофестиваля.