Начнём с маэстро – главного дирижёра Магнитогорского театра оперы и балета Эдуарда Нама, который, всю жизнь мечтая дирижировать этой обожаемой им оперой Петра Ильича Чайковского, десятки лет боялся к ней подступиться: сомневался в собственном профессионализме, а потому буквально не давал себе такого права. Лишь когда перевалило за 45, он озвучил мечту директору театра оперы и балета Илье Кожевникову, и ещё несколько долгих лет шла подготовка. Наконец, премьера состоялась – как раз к 50-летию Эдуарда Вилорьевича. Стоит ли говорить, что «кромсать» любимую оперу он не позволил: на магнитогорской сцене опера звучит ровно так, как написал её Пётр Ильич – без купюр и нововведений. И всё равно опера, благодаря технической сложности и «продавленной» мистической теме, получилась новаторской и даже дерзкой, оттого завораживающей с первого до последнего аккорда.
Солист Новосибирского театра оперы и балета Михаил Пирогов, исполняющий партию Германа, начал своё знакомство с оперным искусством именно с «Пиковой дамы». В Улан-Удэ, где он родился и вырос, об оперных певцах старшие поколения говорили с почтением – называли их богами сцены. Убедиться в этом Михаил смог с первого же раза и, посмотрев «даму», возжелал стать оперным певцом. Магнитогорская «Пиковая дама» стала для Михаила уже десятым вариантом постановки. Но какой бы ни была режиссёрская задумка, он старается соблюсти в своём герое прежде всего те качества, которые вложил в него сам Чайковский – улыбается: «Моего Германа нет – есть Герман Чайковского».
– Разве что отмечу, что для меня он – не отрицательный герой, а бедный офицер, которого затянула в эти пагубные страсти любовь, желание жениться на Лизе и обеспечить её жизнь, – Михаил Пирогов говорит тихо, словно бережёт свой голос для сцены. – Это одна из сложнейших мировых опер, вершина оперного искусства Чайковского, практически все партии в ней сложные, требуют усилий и голосовых, и дыхательных, и актёрских, и физических, и психологических. Герман требует определённого внутреннего настроя, чтобы полноценно выдержать партию, ведь не раз бывало, певцы «ломались» – технически и даже физиологически, теряли голос. До каждой партии в этой опере вокалисту необходимо дорасти.
Валерий Гордеев, приехавший в Магнитогорск из Екатеринбургского театра оперы и балета, также начал своё знакомство с оперой с «Пиковой дамы» – улыбается: дама сердца предложила ему, поющему в компаниях песни Муслима Магомаева, познакомиться с классическим вокалом. Остаётся добавить, что в то время Валерий был студентом аграрного института, а сразу после решил навсегда связать себя с музыкой.
– Меня затянуло с первых тактов – я был поражён! – рассказывает харизматичный Валерий. – По сей день это моя любимая опера, а Томский – любимая партия, к которой пришлось пройти тернистым путём. В театре Новосибирска, где работал тогда, мне дали петь Елецкого, сказав, что всем драматическим баритонам нужно начинать с лирики. Мне она не ложилась: неудобна, не по душе –словом, мучился, но пел, мечтая о Томском, который ложился и на мой темперамент, и на голос. И вот третий сезон пою Томского – правда, в Екатеринбурге. Томский – сложный герой: игрок, душа компании, но при этом знает, чего хочет и ведёт себя соответственно. Именно в его уста Чайковский закладывает мистическую бомбу трёх карт – помните, в балладе он рассказывает, что тайну эту графиня узнала в Париже от графа Сен-Жермен? Он в те времена слыл великим мистиком, провидцем и магом. Наконец, именно Томский в итоге получил огромное наследство графини: Лиза погибла, и он, женившись на Полине, стал богачом. И все эти партии, темы связывает великая музыка Чайковского. Недаром «Пиковая дама» считается вершиной оперного творчества Петра Ильича.
Не обошла мистика «Пиковой дамы» и Ирину Мореву. Напомню, Ирина – гордость Магнитогорска: окончив нашу консерваторию, молодая певица два года отработала в театре оперы и балета, а затем решила попробовать свои силы в Москве. Как думаете, что взяла Ирина с собой в столицу? Клавир «Пиковой дамы» – потому что с самого начала вокальной деятельности она лелеяла мечту спеть эту роль. Москва не встретила девушку фанфарами, целый год она в поисках творческой пристани работала в обычном магазине, а приходя домой, садилась за старенькое фортепиано, стоявшее в съёмном доме, и разбирала все тонкости партии Лизы. Затем Ирина, отучившись в центре пения великой Галины Вишневской, стала его солисткой, а с 2015-го является певицей театра «Новая опера», лауреатом многих престижных конкурсов, обладательницей контрактов с Европейскими оперными театрами.
– Но «Пиковую даму» впервые сыграю именно в Магнитогорске, за что огромное спасибо родному театру, – улыбается Ирина Морева. – Полина нежная, мечтательная и в то же время подвержена безумным эмоциям. Испытываемая ею страсть к Герману оказалась губительной для моей героини. И особенно выпукло это даёт прочувствовать постановка Магнитогорского театра оперы и балета, которая мне очень нравится: перспектива, глубина декораций, философский Петербург, пастораль с куклами и многие другие находки – все они привлекают и завораживают.
Словом, каждый артист пришёл к своей партии в «Пиковой даме» необычным путём, который словно проверял их на готовность к опере. Результатом стал замечательный спектакль на сцене Магнитогорского театра оперы и балета. Слаженность оркестра, солистов и хора давала полное ощущение давно сложившегося и отрепетированного до мелочей ансамбля. Красота вокала, пронзительность исполняемых арий, актёрская наполненность каждой роли, будь то приглашённые солисты или наши «родные» Никита Федотов, блестяще исполнивший Елецкого, а также Юлия Соколова, так мощно представившая графиню, что зал взорвался овациями. Впрочем, взрывался ими зал далеко не единожды.
Программа спектаклей фестиваля «Вива, опера!»-2022 позади, остались только два гала-концерта: 28 апреля он пройдёт на сцене ДКМ имени С. Орджоникидзе, а 29-го – в концертном зале им. С. Прокофьева. Встретимся на концертах, а после – на страницах «ММ».