Но сначала – итоги сезона прошедшего. Говоря о них, директор театра Илья Кожевников удовлетворённо отмечает, что концертный год получился славным. Руководство театра опасалось, что после юбилейного, 25-го сезона, ставшего логически очень ярким, сезон 2021–2022 эмоционально «потеряется». Однако все планы удалось выполнить и даже перевыполнить – речь в первую очередь о фестивале «Вива опера!», который из-за пандемии пришлось перенести с апреля на октябрь, а это уже новый отсчёт.
Таким образом, вышло, что в прошлом сезоне фестиваль состоялся дважды – осенью, а потом, по традиционному расписанию, весной.
Калейдоскоп премьер
Но запомнился прошедший год не этим, а яркими премьерами, которыми театр оперы и балета побаловал зрителей. Суперуспешно вошёл в репертуар мюзикл Кима Брейтбурга «Парижские тайны» (16+), который Магнитка взяла в репертуар после его же успешного «Дубровского» (12+). Большим спросом пользуется у зрителя балетный спектакль «Пер Гюнт» (12+), созданный балетмейстером-постановщиком Викторией Сайкиной на волшебную музыку Эдварда Грига. Ярким событием стал детский спектакль «Барон Мюнхгаузен» (6+), с успехом прошли концерты симфонического оркестра театра, а также совместный проект с хоровой капеллой – впервые в истории обоих коллективов, договорившихся о продолжении сотрудничества.
Но, пожалуй, главным событием прошедшего сезона стала премьера «из ничего» – мюзикл «Горячие сердца» (12+), для которого не было ни музыкального, ни сюжетного подтекста – просто идея о том, что к 90-летию ММК должен появиться красивый добрый спектакль о первостроителях Магнитки.
– Очень рад, что получилась неформальная и очень живая история, а мы, прежде всего, не хотели откатиться к откровенному плакату-агитке, – рассказывает Илья Сергеевич. – Режиссёром-постановщиком был Илья Ильин – сейчас он работает в столичной «Геликон-опере», его называют правой рукой главрежа театра Дмитрия Бертмана, но до этого жил в Магнитогорске и свой город знает. А автора либретто Марину Скалкину пришлось активно напитывать историческим материалом: плотно работали с музеями, кстати говоря, были потрясены, узнав много нового об истории нашего города. На премьере спектакля у нас присутствовали экспонаты из музеев, для создателей спектакля и его исполнителей ММК устроил экскурсию на промплощадку. Надо сказать, все были просто поражены мощью этой громады при том, что везде царят чистота, порядок и высокие технологии, управляющие металлургическими процессами. На премьеру пришли многие вип-гости, все как один говорили, что «Горячие сердца» обязательно нужно показывать детям. Потому что патриотизм лучше воспитывается не высокими словами, а силой искусства. Особенно если история получилась действительно очень трогательной, живой и светлой – с живыми героями и их судьбами, связанными с Магниткой. Кстати, отмечу, что магнитогорцы очень любят свой город, но почему-то стесняются открыто признаваться в этом, а мюзикл вытаскивает эмоции наружу. И в финале мюзикла, когда в едином порыве весь зал встаёт и поёт вместе с артистами, мурашки бегут по коже.
Голоса артистов и зрителей
Кадровая политика, которую в этом году вели весьма активно, дала свои плоды: впервые ряды труппы пополнили сразу четверо новичков. Необходимость в «молодой крови» ставит включение в репертуар театра современных мюзиклов, требующих от солистов специфических умений и навыков. Поэтому кастинг объявили сразу в двух направлениях: актёр музыкального театра и академический вокалист.
– Получили шквал желающих: только я и дирижёры театра отсмотрели 150 видеорезюме, а до этого был предварительный этап с помощниками, – рассказывает директор театра оперы и балета. – В труппу вольются интересные ребята, которые, надеюсь, усилят коллектив и расширят его возможности. Это выпускник Гнесинки, баритон, приехавший к нам из Краснодара, Павел Гришин, обладательница потрясающего русского «масляного» меццо-сопрано Ольга Гусева, подвижная, артистичная и потому подходящая на оперетточный репертуар сопрано Татьяна Летавина из Петербурга и классическое сопрано Ирина Шабалина, которую совсем скоро планируем «выпустить» на сцену в роли Виолетты в «Травиате» (12+) Верди.
Ещё одно назначение – в театре оперы и балета утверждён новый главный балетмейстер Юлия Логинова. Кроме таланта и перспектив ставленницы, Илья Кожевников отмечает особой ценностью то, что она взращена театром, в котором долго работала танцовщицей, знает его специфику и теперь ставит хореографию для спектаклей, в том числе «Горячих сердец» и новой «Кармен» (12+).
Главным итогом прошедшего сезона Илья Кожевников называет увеличение числа зрителей: почти каждый спектакль собирает полные залы, в том числе благодаря программе «Пушкинская карта», в рамках которой всем российским молодым людям от 14 до 22 лет даётся определённая сумма на посещение учреждений культуры. Согласно статистике, в Магнитогорске лидером по привлечению владельцев «пушкинской карты» стал именно театр оперы и балета, и показатели только растут: с сентября по декабрь-2021 по карте было приобретено 950 билетов на 600 тысяч рублей, а с января по август – 4100, то есть практически каждый пятый билет, на почти два с половиной миллиона рублей.
– Это большое подспорье для театров от государства, причём в самой демократической и правильной форме: когда средства дают не учреждению культуры, а конечному потребителю – зрителю, который этим рублём сам голосует за то или иное мероприятие, – считает Илья Кожевников.
Способствует «пушкинская карта» и гастрольной деятельности: с успехом прошёл выезд мюзикла «Дубровский» в закрытый город Трёхгорный, в рамках губернаторского проекта «Театрально-концертный зал» состоялось шесть поездок в другие города региона. После реконструкции филармонии соседнего Сибая город получил один из лучших в Башкортостане концертный зал с самым современным оборудованием, а потому вполне может стать регулярной площадкой для выступлений здесь. Ведь жители Сибая с удовольствием целыми автобусами приезжают на оперы и мюзиклы в Магнитогорск. Уже в октябре с ознакомительной поездкой театр привезёт в Сибай «Дубровского».
В комфортных условиях
Творческие успехи, по мнению Ильи Кожевникова, были бы невозможными без комфорта, который последние годы обеспечивает театру город, выделяя значительные финансы.
– Помощь беспрецедентна, тут меня трудно уличить в лести, – разводит руками директор театра оперы и балета. – Постановочные средства выделяются практически в полном объёме, тогда как раньше ставили спектакли за собственные средства. Благодаря ремонтам театр преображается: заменено световое оборудование, сердце которого – самый современный пульт мирового лидера в этой сфере немецкой компании «Гранд ма». Качество светового оформления спектаклей выросло в разы, все отмечают это. Приобретён новый занавес, отремонтированы фасады, малый зал, буфет, проведены ремонты артистических гримёрных и коридора, построили две новых гримёрных – артистическая и для парикмахеров, которые раньше теснились в подвале, а теперь находятся в непосредственной близости от гримёрок и сцены. Отремонтированы гримёрные комнаты балетной труппы, кабинет главного балетмейстера, производственные помещения, в октябре на здании появится световая вывеска, на лестнице будут установлены перила. Глава города поставил задачу довести театр до идеального состояния и финансирует это полным рублём.
Конечно, кардинальным решением проблем стало бы строительство нового здания театра оперы и балета, располагающегося сегодня в неприспособленном здании: нет складов, колосниковых шахт, «верха» и «карманов» для смены декораций – в результате каждый спектакль сопровождается поиском технической «изюминки». Администрация города услышала и эту просьбу: о конкретных сроках говорить рано, но место уже определено, даны проектные задания, цель которых, в том числе, – увеличить число зрителей в зале. Потому что публики становится всё больше, регулярно на оперу в Магнитогорск приезжает губернатор с супругой, и ему, как и рядовым зрителям, очень нравятся наши постановки и наша труппа. Нравится она и компетентному жюри профессиональных фестивалей, в которых театр принимает участие и «забирает» победы в главных номинациях. Заслуга в этом принадлежит каждому члену коллектива театра оперы и балета. И руководство театра каждого за это благодарит.
О планах на новый сезон, уже стартовавший спектаклями и для детей, и для взрослых.
Театральная афиша
Первого октября, в Международный день музыки, театр оперы и балета приглашает на концерт симфонической музыки, где прозвучат произведения Мусоргского и Бородина, Рахманинова и Стравинского, а также композиторов ХХ века. Фестиваль «Оперетта, браво!», намеченный на декабрь, обретёт мультижанровость: к классической оперетте уже добавили мюзикл, теперь к ним присоединится и джаз – для этого в Магнитогорск приедет трубач Виталий Головнёв, ныне живущий и работающий в Нью-Йорке, а с ним – квинтет выпускников Гнесинской консерватории, участников проекта «Большой джаз» (6+) на телеканале «Культура». Также в рамках фестиваля состоится долгожданный концерт в жанре «кроссовер» Дмитрия Янковского, который уже выступал в Магнитогорске и полюбился публике.
Прошёл первый постановочный этап оперы Бизе «Кармен» – это полная перепостановка спектакля, с которого когда-то начинался Магнитогорский театр оперы и балета.
– Мы считаем оперу для нас знаковой, поэтому к новой постановке подошли более чем ответственно, – говорит Илья Кожевников. – Автором первой постановки был Виктор Шрайман, после на неё был «апгрейд», но и ему уже больше 20 лет, тогда как мировая практика – перепостановка одного наименования каждые пять-шесть лет. Новая «Кармен» открывает купюры – теперь опера будет звучать практически целиком, даже с хором мальчиков. Новые декорации и костюмы воплощает именитый московский художник Виктория Хархалуп – победитель многих конкурсов, преподаватель на отделении сценического костюма Школы-студии МХАТ. Ставит спектакль Алла Чепинога – талантливый представитель новой плеяды творцов, очень востребованных сегодня, вдумчивый режиссёр, скрупулёзный, и нам это важно: хотим уйти от оперных штампов, чтобы спектакль был не только музыкально, и но драматургически интересен, правдив и актуален. Общемировая тенденция последних лет: исполнителям недостаточно хорошо петь, они должны и играть правдиво. Премьера состоится в конце ноября. Новогодняя кампания будет посвящена детям: в этом сезоне, серьёзно подойдя к выбору спектакля, остановились на мюзикле Егора Шашина «Золотая антилопа» (6+): постановочные средства были выделены городом, благодаря чему делаем роскошные декорации для яркого шоу. Для второй половины сезона, запланированной у нас под знаком мюзикла, выбираем материал для нового спектакля, а также балетной постановки.
Весной же состоится очередной фестиваль «Вива опера!», изюминкой которого станет приглашение в Магнитогорск солистов из дружественных нам стран, прежде всего, бывшего СССР.
– Казахстан, Белоруссия, Донецк и Луганск – все они обладают крепкими певческими школами, интересными нашей публике, – говорит Илья Сергеевич. – Считаем своим долгом создать в рамках фестиваля некое единое культурное пространство со странами, с которыми нас многое сближает. Кроме того, тем самым сохраним статус международного фестиваля.