Всё начиналось с инициативы директора Магнитогорского театра оперы и балета Ильи Кожевникова, который не уставал повторять: «Подарок детям – это не только пироженки и игрушки, это ещё и возможность продемонстрировать свои умения на высшем уровне». В данном случае, имея в виду юных музыкантов – воспитанников школ искусств, театр предлагал им выступить на профессиональной сцене с самым настоящим симфоническим оркестром. А потом, когда в Магнитогорске по протекции Дениса Мацуева появился рояль «Стейнвей», – ещё и честь прикоснуться к лучшему из мировых классических инструментов.
К инициативе театра с удовольствием присоединилась школа искусств № 3, одним из приоритетов работы которой всегда была активная концертная и конкурсная деятельность учеников. Так в городе зародилась новая красивая традиция, который в этом году исполнилось 15 лет. За годы проведения он сменил три площадки: из театра оперы и балета «переехал» на сцену Дворца Орджоникидзе, где сначала стоял главный городской рояль, а два года назад вслед за ним – на сцену Магнитогорской государственной консерватории.
Кристина Ковалёва – лауреат самого первого фестиваля «Солнечный круг»: участвуя в мероприятии, будучи ученицей школы искусств № 3, говорит, что даже не задумывалась над тем, чем станет в её в жизни музыка. Сегодня она – выпускница Магнитогорской государственной консерватории и уже пять лет – сама преподаватель фортепиано родной школы искусств № 3. Это выступление для неё – одновременно мастер-класс для начинающих музыкантов и, можно сказать, репетиция собственного государственного экзамена по специальности: с оркестром она играет концерт Бетховена, подготовленный для госкомиссии.
– Но на экзаменах концерт прозвучит в исполнении двух роялей, а здесь – рояля с симфоническим оркестром, – уточняет Кристина. – Это, конечно, более грандиозно, значимо и почётно, поскольку большинству даже состоявшихся музыкантов не всегда удаётся сыграть под такой роскошный «аккомпанемент». А в Магнитогорске это возможно с детских лет, и спасибо тем, кто придумал эту идею, можно сказать, за профессиональное счастье детей.
Большой концертный зал Магнитогорской консерватории – самое профессиональное помещение для музыкантов с точки зрения акустики, поскольку проектировался по всем канонам, начиная котлованом под полом и заканчивая строением стен и потолка самого зала. И если сами юные исполнители осознают это, мягко говоря, не в полной мере, то педагоги в особом трепете: звучание инструмента будет бархатным, а не резким, звук мягко рассеиваться по залу.
Этот концерт – заключительный этап фестиваля, которому предшествовала серьёзная подготовительная работа. Выбрав произведение ещё в сентябре, почти весь учебный год ученик с педагогом разучивают и оттачивают все нюансы. Далее – конкурсное прослушивание, оценивают которое, кроме педагогов и руководителей школ искусств, главный дирижёр театра оперы и балета Эдуард Нам и его младший коллега Кирилл Кочетков. Комиссия отбирает из всех претендентов участников финального концерта – они и становятся лауреатами фестиваля. В чём ещё прелесть исполнения произведений с симфоническим оркестром: с каждым годом число детей, желающих заниматься на оркестровом отделении городских музыкальных школ, всё больше.
– Многие годы руководители музыкальных театров и оркестров сетовали на нехватку исполнителей на валторне, гобое и других духовых инструментах, поскольку все дети хотели заниматься на фортепиано, скрипке или быть вокалистом, – говорит директор школы искусств № 3 Алевтина Рева. – Сегодня ситуация в корне меняется, в том числе, благодаря таким вот мероприятиям, которые непосредственно дают детям понимание их дальнейшей судьбы: вот оркестр, вот дирижёр, а вот инструмент, на котором играешь и ты сам. Активное развитие получаются коллективные формы музицирования, в июне юных музыкантов ждут на обучении таковым в Челябинском театре оперы и балета, на семинар соберутся ученики оркестровых специальностей со всего региона: мастер-классы, репетиции и итоговый концерт. Словом, музыкальные школы получают новых учеников, и театр оперы и балета – будущих музыкантов для своего оркестра.
Желая расширить рамки фестиваля, каждый год организаторы уделяют внимание разным исполнителям. Так, в прошлом году на сцене в рамках «Солнечного круга» блистали музыканты младшего школьного возраста в партнёрстве с оркестром народных инструментов памяти Петра Цокало «Калинушка». Герои этого года – ученики музыкальных школ старшего звена (от десяти до 18 лет) и симфонический оркестр театра оперы и балета. Программа концерта охватывает культурный пласт с XVII до XXI веков. Участники фестиваля – лучшие воспитанники учреждений дополнительного образования, вместе с начинающими инструменталистами и вокалистами выступают стипендиаты главы города, министерства культуры Челябинской области, лауреаты региональных, всероссийских и международных конкурсов.
Победы в конкурсах всех перечисленных уровней – на счету саксофониста школы искусств № 3 Никиты Осошкина. Ещё он круглый отличник и помимо школы искусств серьёзно занимается в секции академической гребли. А в музыку попал «по болезни»: часто болел воспалением лёгких, саксофон был выбран как способ разработать дыхательную систему, но стал важной частью жизни. Даже окончив школу искусств, до окончания общеобразовательной школы – а Никита окончил седьмой класс – бросать занятия музыкой он не собирается. Педагог юноши Татьяна Филиппова улыбается робко:
– Может, ещё выберет музыку своей судьбой, таких талантливых детей хотелось бы видеть в профессии. Но точно знаю: в какую бы сферу Никита ни пошёл, он будет прекрасным профессионалом и замечательным человеком, в том числе, потому что занимался музыкой – познавал высокое искусство тяжёлым методичным трудом.
В финале большого концерта в рамках городского фестиваля «Солнечный круг» традиционно выступил городской сводный хор «Голоса Магнитки», созданный по инициативе маэстро Валерия Гергиева и руководимый Верой Кожевниковой.