Собственно, весь фестиваль, афиша которого растянулась с 29 марта до 17 апреля, был посвящён одному из самых русских в истории музыки композиторов, имя которого известно всему миру и которому в первый день апреля исполнилось 150 лет.
Организатором мероприятия стала Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени Семёна Эйдинова, партнёрами проекта выступили Магнитогорская консерватория и театр оперы и балета. И это поистине великое для города явление: впервые три крупнейших учреждения классической музыки, объединив усилия, преподнесли публике столь масштабный подарок.
Шесть музыкальных вечеров остались позади: литературно-музыкальный спектакль «Сергей Рахманинов. Мгновения весны», раскрывший многие мысли и чувства композитора, выплеснутые в его музыке. Далее – всероссийский урок музыки для почти 800 воспитанников музыкальных школ и школ искусств: это первая в стране подобная акция. Концерт и мастер-класс для вокалистов известного российского пианиста Андрея Коробейникова, однажды уже поразившего магнитогорскую публику своим концертом. В этот раз музыкант, являющийся глубоким знатоком Сергея Рахманинова, прилетел в Магнитку на три дня специально для участия в фестивале.
Ярчайшим моментом фестиваля стало исполнение «Всенощного бдения» – вершины русской духовной музыки.
Это произведение имеет особенную связь с Магнитогорском: постреволюционная судьба произведения в атеистическом СССР была печальна, впервые официально его исполнила со сцены Московской консерватории в 1986 году Ленинградская хоровая капелла, управляемая Владиславом Чернушенко, который с 1958 по 1962 год преподавал в музыкальном училище Магнитки, работал с Семёном Эйдиновым и дирижировал его капеллой. Впервые на Урале «Всенощная» Рахманинова была исполнена именно Магнитогорской хоровой капеллой, которой в то время руководил Юрий Иванов.
Идейным вдохновителем создания фестиваля, посвящённого Сергею Васильевичу Рахманинову, стала известный общественный деятель в сфере культуры Ирина Ткаченко, впитавшая в себя педагогические и просветительские идеи Семёна Эйдинова – близкого друга её родителей. Окончив магнитогорское музучилище и Свердловскую консерваторию, Ирина Болеславовна отправилась в Сургут – не только учить студентов музучилища, но и налаживать культурный быт местного населения, предпочитавшего на момент её приезда матерные частушки. Создав концертное агентство «Классика», Ткаченко начала привозить в Югру лучших музыкантов, давали концерты местных оркестрантов. Пандемия заставила Ирину Болеславовну вернуться к пожилым родителям в Магнитку – но без дела сидеть не смогла: ей позвонила подруга и дочь Семёна Григорьевича Ольга Эйдинова и попросила помочь руководителю Магнитогорской капеллы Надежде Артемьевой продвигать её концертно-просветительские идеи. И вот вам результат – музыкальный марафон длиной в три недели, осветивший творчество Рахманинова во всём жанровом разнообразии – от кантаты до романсов.
Кстати, именно романсы, как утверждают соратники Сергея Рахманинова, являлись одним из самых любимых жанров композитора – может, оттого они столь щемяще обнажают душу слушателей. Именно романсам был посвящён мастер-класс столичного пианиста Андрея Коробейникова, данный магнитогорским вокалистам.
– Это не романсы в чистом виде – голос в сопровождении рояля. Рахманинов считался лучшим пианистом своего времени, да и среди нынешних и российских, и зарубежных коллег есть мнение, что по сей день никто не превзошёл мастерства Рахманинова – во всяком случае, со времён создания аудиозаписи, – говорит Андрей Коробейников. – Потому вполне логично, что все его романсы отталкивались именно от фортепианной составляющей: здесь никто никому не аккомпанирует, а во многих романсах даже вокальная линия выстроена очень инструментально. Я бы даже назвал романсы Рахманинова прелюдией с голосом.
Поразила публику и концертная программа Андрея Коробейникова «Колокола», названная так самим пианистом.
– Тема колокольного звона православных церквей встречается у многих композиторов – Мусоргский, Бородин, Шостакович, Скрябин и другие, – рассказывает музыкант. – Но именно у Рахманинова – пожалуй, единственного во всём мире – колокольностью музыки пронизано всё творчество. За 30 лет до рождения Рахманинова Эдгар По написал поэму «Колокольчики и колокола», в которой писатель создаёт некую высшую стихию колоколов, сопровождающих человека всю жизнь. И когда Рахманинову прислали поэму в переводе Константина Бальмонта, он был поражён, что она описывает его собственную жизнь. Так родилась идея моей программы, которая вызывает колоссальную зрительскую отдачу и в России, и за рубежом. И счастлив представить её на суд магнитогорской публике, и именно на этом фестивале, аналогов которого, пожалуй, нет нигде – чтобы объединёнными силами важнейших музыкальных организаций донести до зрителей все стороны творчества композитора, являющегося, как и Пушкин, «нашим всем».
– Музыкальные события в Магнитогорске всегда становятся уникальными, доказывающими зрелую, крепкую и серьёзную культурную инфраструктуру города – и музыкальную, и концертную, и образовательную, – поддерживает музыканта ректор консерватории Наталья Сокольвяк. – Фестиваль, посвящённый Рахманинову, уникален не только содержанием, но и охватом разной аудитории – дети, профессионалы, рядовой зритель… У консерватории наработаны серьёзные традиции сотрудничества с лучшими музыкантами, преподавателями нашей страны, и мы рады, что стали участниками и этого ярчайшего события.
Для директора театра оперы и балета Ильи Кожевникова участие в фестивале также стало важным событием, несмотря на то, что его учреждение имеет богатый опыт проведения музыкальных марафонов – фестивалей «Вива опера!», «Оперетта, браво!» и других. И он с радостью принял участие в организации нового мероприятия.
– Жители города «погрузились» в культурно насыщенный апрель, поскольку фестиваль хоровой капеллы плавно перетекает в нашу традиционную «Вива опера!», и финальный концерт фестиваля Рахманинова стал первым вечером нашего фестиваля, поскольку 17 апреля состоялся наш совместный вечер «Сергей Рахманинов-гала», – говорит Илья Сергеевич. – Далеко не каждый даже областной центр располагает ресурсами, способными провести столь масштабный фестиваль – пожалуй, только Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород и ещё пара городов-миллионников. Но Магнитогорск в очередной раз продемонстрировал высокий творческий и организаторский потенциал на благо публики.
– Я родилась и выросла в Магнитогорске и теперь отдаю долг городу, всему тому, что воспитало меня как личность, а это, безусловно, Магнитка, – берёт слово Ирина Ткаченко. – Ни один город в мире не называют городом металла и музыки. Этот год назван годом наставника, и Магнитке культурной не надо искать своего наставника, он прописан в истории золотыми буквами – это Семён Эйдинов. Его жизнь, педагогическая и просветительская деятельность – неиссякаемый источник того, что сегодня необходимо воплощать. То, что он делал, – своего рода «партитура», воплощающая идеи культурного содружества и творческого партнёрства, а он на этом основывал всю свою деятельность, объединяя всех, заводя идеями, убеждая… Когда-то Эйдинов сказал мне, ещё студентке музыкального училища: «У нас талантливый народ, и музыкантов-исполнителей всегда будет много, но нам нужны просветители, которые воспитают публику воспринимать высшее искусство». Этот урок стал самым важным для меня.
Зал только тогда будет настоящим, когда соединятся две конгениальных половины – исполнитель и слушатель.
И обе надо воспитывать профессионально, а мы воспитывали только исполнителей – «Новые имена» и прочие программы – это прекрасно, но кому это нужно при пустом зале? И когда в филармонических залах в 90-е «бабушек в беретках» заменили бизнесмены в красных пиджаках, творилось страшное: концерты проходили при телефонных разговорах и даже криминальных разборках. К счастью, Магнитогорск понял необходимость воспитывать публику одним из первых: 30 лет в консерватории проводятся педагогические ассамблеи, театр оперы и балета своими спектаклями охватывает весь спектр аудитории… Я помню времена, когда капелла каждый месяц представляла новые программы – и в залах был аншлаг. К счастью, сегодня мы вновь приходим к этой практике. Фестивалей в честь Рахманинова во всём мире много, но они не просвещают – они окутывают, насыщают, дарят… Но вот того важного для Семёна Григорьевича элемента – говорить, учить, просвещать – пожалуй, нет. В Магнитогорске состоялась всемирная премьера.
Не могу не отметить: проба пера обычно скромное событие: концерт, вечер, лекция… Мы же – люди наглые, нам подавай трёхнедельный ол инклюзив с просветительским уклоном.
– Всегда нужна планка, – убеждён Андрей Коробейников. – Как говорил мне один профессор психологии, нужно ставить сверхзадачи – и тогда возможно развитие. И Магнитка покорила меня даже в первый мой приезд – в ней нет провинциальной оглядки: город небольшой, давайте программу попроще. А я играл вам сложнейшую 29-ю сонату Бетховена, на которую соглашаются не все столичные залы. А Магнитка слушала, затаив дыхание. Я даю много концертов в Европе, которая не чужда классической музыке. Но тамошнюю публику я называю «розово-белой», поскольку в зале в основном пожилые седые или облысевшие от возраста люди (смеётся). России же не чуждо здоровое любопытство. Как-то я ехал в поезде в Саранск с одним программистом, который считал, что классика – это скучно. Предложил прийти на свой концерт, где исполнял концерт Брамса № 2 – потому что, уж если знакомиться с классической музыкой, то это именно то произведение, с которого можно начинать. И он пришёл, и после концерта сказал одну фразу: «Здорово – как обухом по голове!» Поэтому задача у нас одна – завлечь широкую публику. И музыка не оставит её равнодушной.
Наконец, вопрос руководителю Магнитогорской государственной академической капеллы имени Эйдинова Надежде Артемьевой: фестиваль Рахманинова – это разовая акция, или вы «впряглись» всерьёз и надолго?
– Всерьёз и надолго, – без раздумий отвечает Надежда Фёдоровна. – Уже есть осознание, что с будущего года фестиваль будет начинаться в день рождения капеллы 17 марта и объединять разные жанры. Посвящение композиторам, писателям, деятелям – не обязательно русского мира, потому что культура многослойна и многопланова. Магнитогорск нуждается в музыкальных событиях. Спасибо Илье Кожевникову за успешное продвижение в рамках своих фестивалей оперы, оперетты – они повернули публику в сторону музыкально-театральных жанров. Пришла пора вернуть публику в сторону концертов классической музыки. В том числе хоровой. Совместными усилиями, уверена, это у нас получится.