Магнитогорск в масштабах отечественной истории – ещё совсем юный город. Но за девять с небольшим десятилетий он стал не только оплотом российской чёрной металлургии, но и крупным культурным центром Южного Урала, подчас соперничая с областной столицей. И это закономерно: Магнитка строилась в то время, когда акцент в государственной политике был сделан на повышении культурного уровня рабочих и крестьян. Об этом и о многом другом свидетельствует выставка «На перекрёстке творческих дорог» (6+), которая открылась в Магнитогорском историко-краеведческом музее и продлится до конца ноября.
Экспозиция призвана показать пути формирования культурного пространства советской Магнитки. Старший научный сотрудник музея Татьяна Фатина с любовью рассказывает о каждом экспонате:
– Ещё до того, как точка под названием Магнитогорск появилась на карте, она стала перекрёстком дорог развития, дорог, по которым шли сюда первостроители, приезжали производственники, специалисты, и, конечно же, пересечения творческих дорог. Положение было чрезвычайно тяжёлым – голод, репрессии. По стране передвигались массы людей, особенно много – из сельской местности. Они были практически неграмотны, но Советский Союз взял курс на ликвидацию безграмотности. Политика государства состояла в том, чтобы эту массу поднять на новый культурный уровень. В советское время в любом учреждении культуры висит лозунг с цитатой из Ленина: «Искусство принадлежит народу». Приведу и слова поэта Бориса Слуцкого: «Книги стоили дешевле табака и хлеба». Было принято решение – уменьшить цену билетов в кино, театры, музеи.
В Магнитогорск на заре его существования приезжали в командировки драматург Исидор Шток и композитор Матвей Блантер, когда они ещё не были всенародно известны. Они были родоначальниками малых театральных форм, для которых специально писали тексты Борис Ручьёв и Семён Нариньяни.
– Обратите внимание на экспонат, – Татьяна Владимировна показывает на книжечку «Вагон и Марион», изданную в 1933 году. – Вернувшись из Магнитки в Москву, Исидор Шток написал первую пьесу комедийного плана, которая была поставлена в Театре сатиры. Шток подарил эту книжечку нашему музею… Малые театральные формы эволюционировали, на их основе в 1931 году был создан Магнитогорский театр рабочей молодёжи – ТРАМ. В Магнитку приехали из Москвы режиссёры Михаил Арш и Зоя Левитская. А вот чудом сохранившаяся афиша спектакля «Женитьба», поставленного в 1935-м режиссёром Борисом Никольским. Когда начинал работать ТРАМ, люди шли на спектакль как на праздник, со знамёнами. И в первую очередь выдавали билеты ударникам. Были «Талоны ударника» – в них вписывали номера. Это была желанная награда!
В числе экспонатов – распечатка пьесы «Стройфронт» Александра Завалишина 1932 года. В 1930-е молодой писатель писал и журналистские материалы. Приехал на Магнитку, работал на строительстве плотины, жизнь рабочих знал изнутри. А потом создал пьесу «Стройфронт», которая с большим успехом шла в Театре революции в Москве. В 1939 году Завалишина расстреляли. И только в 1967 году Магнитогорский драматический театр имени Пушкина решился поставить этот спектакль…
Переходя от экспоната к экспонату, Татьяна Фатина рассказывает удивительные истории – о гастролях Любови Орловой, о том, как связана с Магниткой судьба Леонида Броневого и Александра Пороховщикова и многом, многом другом. В завершение экскурсии она говорит о прогремевшей на весь Советский Союз системе эстетического воспитания студентов и молодёжи, созданной доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки России Геннадием Гуном. Благодаря творческим связям, которые он умел налаживать, нередко перераставшим в настоящую дружбу, в Магнитогорске не раз бывал легендарный Сергей Юрский…
После экскурсии подхожу к Татьяне Фатиной, чтобы поблагодарить за живой и увлекательный рассказ, и мы, стоя у посвящённой профессору Гуну экспозиции, вспоминаем добрым словом этого удивительного человека.
– Бывая в Москве, Геннадий Семёнович дежурил у Театра на Таганке, чтобы поговорить с идущими на работу артистами, пригласить к нам. Мечтал встретить Владимира Высоцкого, и однажды эта мечта сбылась. «В Магнитку – приеду!» – пообещал Высоцкий. Но шёл 1980-й год, и он не успел…
Посетители выставки после экскурсии Татьяны Фатиной не спешат расходиться. Возвращаются к уникальным экспонатам – свидетелям славного и трагического прошлого, оставившего след в истории Магнитки.